Почему печорин – странный человек? Сочинение на тему:"почему Печорина считали странным?" Какой страшный человек этот печорин

Итак, “Герой нашего времени” – психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени – оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник…. Но все – таки главная цель произведения – раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека – Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа.

Кто же такой Печорин,

и в чем его главная трагедия? Мы видим героя со стороны самых разных людей, и может таким образом составить его психологический портрет. В первых главах романа можно увидеть Григория Печорина глазами Максима Максимыча – отставного офицера, друга героя. “Странный был человек” – говорит он. Но пожилой офицер живет в другом времени, в другом мире и не может дать полной и объективной характеристики. Но уже в начале романа со слов Максима Максимыча мы понимаем, что это особенный человек. Следующий этап раскрытия образа – описание Печорина странствующим офицером. Он ближе к нему и по возрасту, и по взглядам,

и по кругу общения, следовательно, он может лучше может раскрыть его внутренний мир.

И офицер замечает некоторые особенности внешности, которые напрямую связаны с характером. Большое внимание уделяется описанию походки, глаз, рук, фигуры. Но взгляд играет ключевую роль. “Его Глаза не смеялись, когда он смеялся – это признак либо злого нрава, либо всепоглощающей печали.” И именно здесь мы приближаемся к ответу на вопрос: в чем же трагедия героя? Наиболее полный ответ представлен в части романа, иллюстрирующем психологию светского общества – “Княжна Мери”. Написан он в форме дневника. И именно поэтому можно говорить о настоящей искренности и неподдельности повествования, ведь в дневнике человек выражает чувства лишь для себя, а себе, как известно, врать бессмысленно. И здесь Печорин сам рассказывает читателю о своей трагедии. В тексте присутствует большое количество монологов, в которых сам герой анализирует свои поступки, философствует о своем предназначении и внутреннем мире. И главная проблема оказывается в том, что Печорин постоянно обращается внутрь себя, оценивает свой действия, слова, что способствует открытию самому себе собственных пороков и несовершенств. И Печорин говорит: “У меня врожденная страсть противоречить…” Он борется с окружающим миром. Может показаться, что это злой и безучастный человек, но это отнюдь не так. Его внутренний мир глубок и раним. Его мучает горечь непонимания обществом. “Все читали на моем лице признаки дурных свойств…” Возможно, именно в этом главная трагедия. Он глубоко чувствовал добро и зло, мог любить, но окружающие его не поняли, и лучшие его качества были задушены. Все чувства были запрятаны в самых далеких уголках души. Он стал “нравственным калекой”. И он сам пишет, что половина души его умерла, а вторая чуть жива. Но жива же! В Печорине еще живут истинные чувства. Но они задушены. Кроме того героя мучает скука и одиночество. Однако чувства пробиваются в этом человеке, когда он бежит за Верой, он падает и плачет – значит он еще действительно человек! Но страдание – невыносимое испытание для него. И можно заметить, что трагедия Печорина перекликается с трагедией пушкинского Онегина – Печорин не может найти себе признание в жизни, наука ему неинтересна, служба скучна…

Таким образом, основных проблем несколько: непонимание общества, отсутствие самореализации. И общество не поняло Григория Печорина. Он думал, что предназначен для более высоких целей, но непонимание обернулось для него трагедией – разбило жизнь и разделило душу на две половины – темную и светлую.


Другие работы по этой теме:

  1. Чтобы раскрыть типический характер своего героя, выразить отношение к нему, автор приводит изображение внешности человека. Так, М. Ю. Лермонтов для описания Григория Печорина, главного персонажа...
  2. Текст по роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени Почему Печорин так холодно обошелся с Максимом Максимы­чем во время их последней встречи? В главе “Максим Максимыч” описана...
  3. Почему Печорин поступает жестоко с княжной Мери? На первый взгляд это кажется странным. Но присмотримся внимательнее к тому, как Лермонтов изображает княжну Лиговскую, кратко проследим...
  4. В главе “Максим Максимыч” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” изображена последняя встреча Г. А. Печорина со штабс-капитаном Максимом Максимычем спустя пять лет после...
  5. Во второй повести романа Михаила Юрьевича Лермонто­ва “Герой нашего времени” “Максим Максимыч” происходит встреча Печорина со своим старым боевым товарищем на гла­зах основного повествователя –...
  6. “Герой нашего времени” – роман М. Ю. Лермонтова – необычен тем, что состоит из пяти частей, каждая из которых может существовать самостоятельно, но вместе с...

(383 слова) В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» главную роль играет Печорин. Другие персонажи служат обрамлением его характера. Их нельзя назвать второстепенными, каждый из них в своей главе имеет большое влияние на судьбу Григория.

Максим Максимыч – это добрый и простой человек, штабс капитан. Он полностью отдается своему делу – службе. Герой никогда не поймет мировоззрения своего любимого друга, но, несмотря на это, после долгих лет разлуки с Печориным, он рад заключить его в свои объятия. Максим Максимыч проще относится к жизни, не имеет ничего против общества. Но даже такой добряк не смог расположить к себе Григория надолго. Герой того времени холоден как лед.

Один из главных героев в главе «Княжна Мэри» — это Грушницкий, который выдает себя за разжалованного офицера. Изначально юнкер участвует в любовном треугольнике: Грушницкий – Мери – Печорин, но вскоре Григорий отодвигает его на второй план, как неудачного соперника.

Лермонтов изображает Грушницкого как романтичную личность. Он любит произвести эффект, пытается создать вокруг себя завесу тайны, но на самом деле это лишь подражатель, который надевает на себя маску Печорина, но не справляется с его ролью.

Самым близким человеком у Печорина был доктор Вернер. Их жизненные пути чем-то похожи: у них не складывались отношения с социумом, рано появился довольно скептический взгляд на жизнь. Единственное что их различает: Вернер бедный, мечтает о деньгах, но при этом ничего для этого не делает, в то время как Печорин стремится получить хоть каплю наслаждения без привлечения средств.

Также Григория окружают дамы. Сначала мы встречаем Бэлу, черкесскую княжну, которая была похищена Печориным. Она скромна, горда и имеет чувство собственного достоинства, но не устояла перед чарами похитителя. Из всех женщин она является единственной жертвой, которая вселила в героя чувство вины. Совершенно особым типом сильной, умной и независимой героини Лермонтов считает Веру. Одна она смогла понять мировоззрение Печорина и привязать его к себе. Она прожила с любовью к Григорию всю жизнь и смогла доказать ему, что он тоже способен на любовь. А, благодаря Мери, читатель может наблюдать, как раскрывается основной порок Печорина: стремление к власти. Мери — образованная и романтичная личность, но Печорин замечает в ней два противоположенных начала: естественность и светскость. Лермонтов оставляет ее на распутье, и читатель остается в неведении, сломлена она или все-таки найдет силы преодолеть урок.

Анализируя окружение Печорина, мы видим, что он является плотью от плоти того общества, в котором он вращается. Оно его породило, оно же его погубит.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Тест по произведению

Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Уроки-размышления

Предлагаю три урока по образу Печорина, которые включают и характеристику других героев романа. Уроки построены в форме эвристической беседы, приглашающей учащихся к самостоятельной интерпретации образа главного героя, оценке его поступков и, что самое главное, к попытке найти объяснение и своим вопросам к жизни.

Такие задачи дают основание назвать эти уроки уроками-размышлениями.

Урок №1

Тема: «Странный человек» Печорин.

Цели: Раскрыть особенности характера Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч», развивать умения и навыки психологического анализа поступков героя, сопоставления его с другими персонажами, воспитывать интерес к работе с текстом романа-биографии.

Ход урока

Накануне дуэли Печорин запишет в своём дневнике примечательные фразы: «И, может быть, я завтра умру! И не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец! И то и другое будет ложно…»

Почему это так важно, чтобы нас понимали? Почему страшно уйти из жизни непонятым? Герой фильма «Доживём до понедельника», промучившись 2 урока над темой сочинения «Что такое счастье?», написал одну-единственную фразу: «Счастье – это когда тебя понимают…» Это была его формула счастья. Сколько людей подписалось бы под этой фразой!

Печорину нужна не любовь, не помощь, не сострадание, а понимание – до боли, до отчаяния. Если бы люди понимали сложные, неординарные, на первый взгляд, странные личности, не так рано ушли бы от нас Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин…

Каждый из вас не менее интересен и не менее странен, чем Печорин. Стоит вспомнить слова Чацкого: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож».

Попытаться понять Печорина – это и себя в чём-то понять. Каждый из нас – герой своего времени. А какой он, герой лермонтовской эпохи?

Запишем тему урока: «Странный человек» Печорин.

2. Беседа, работа с текстом.

      • Описать странности героя с точки зрения доброго, но обыкновенного офицера Максима Максимыча. Считаете ли вы это странностями?

        Чем объяснить такие перепады в привычках и настроениях героя?

        Любовь и быстрое охлаждение к Бэле. Был ли он искренен в первом и во втором случаях, или это умело разыгранный спектакль? Какой вывод можно сделать из этого происшествия, обернувшегося трагедией? (Это одна из попыток Печорина спастись от скуки, найти хоть какой-то смысл в жизни)

        Почему одни люди просто живут и всем довольны, а другие чего-то мучительно ищут, причём не денег, не славы, не чинов, а именно смысла? (Это думающие люди: сравните два пути человека в романе «Евгений Онегин»: «Блажен, кто смолоду был молод…» и «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана…»)

        Есть ли в первой главе для думающего человека какой-то выход из такого положения, когда он несчастен без видимой причины? (Да, приближение к природе, этот способ стать счастливее хоть ненадолго был приемлем и для Лермонтова)

Природа играет в романе важную роль: она и предвещает трагический конец в первой главе, и ведёт нас удивительными дорогами Кавказа (Даётся индивидуальное задание к следующим урокам: анализ картин природы в 1-2 главах, охарактеризовать художественные приёмы автора, найти метафоры, сравнения, эпитеты, в том числе цветовые)

3. Работа над портретной характеристикой героя.

Учащиеся выписывают противоречия в его облике:

Широкие плечи – маленькая аристократическая рука.

Белые волосы – чёрные усы и брови.

Детская улыбка – тяжёлый взгляд.

Моложавый вид, нежная кожа – морщины, пересекающие одна другую.

Учащиеся высказывают свои мнения по поводу следующей портретной зарисовки: «Глаза Печорина не смеялись, когда он смеялся – это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Какой Печорин – злой или грустный?

4. Обсуждение вопроса о взаимоотношениях Печорина с Максимом Максимычем.

Почему два офицера, довольно долго служивших вместе, так и не стали друзьями?

Почему добрый, милый Максим Максимыч оказывается забытым не только Печориным, но и Бэлой?

Вывод: Максим Максимыч слишком прост, не в силах понять глубину души, терзания человека незаурядного. Между ними – пропасть непонимания, «разные дороги».

Домой ученики получают задание прочитать главы «Тамань», «Княжна Мери» и продумать ответ на вопрос: «Любовь и дружба в жизни Печорина. Способен ли он на эти чувства?»

Урок №2.

Тема: Печорин и его окружение.

Цели: рассмотреть образ Печорина во взаимодействии с другими героями романа, раскрыть роль личного дневника в характеристике героя, развивать навыки психологического анализа взглядов и поступков литературного героя, дать характеристику обществу, окружающему Печорина, воспитывать интерес к психологическому анализу.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На предыдущем уроке мы убедились в том, что Печорин сложный человек, способный как на добрые порывы души, так и на жестокие поступки, приносящие горе окружающим. Но судить героя никто из тех, кто с ним рядом, не вправе, потому что он сам судит и казнит себя. Это проявится в дневнике Печорина – его трагической исповеди. Он предстаёт здесь хорошим психологом, который не щадит никого из героев за их слабости и пороки, как, впрочем, не пощадит и себя.

2. Беседа по главе «Тамань».

- «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?»

Действительно, зачем Печорин вмешался в их жизнь? И почему «честных контрабандистов»? (несочетаемое понятие)

3. Анализ текста главы «Мери» по теме урока: «Печорин и его окружение».

Что представляло собой «водяное общество»? Дать ему характеристику.

Печорин и Вернер

Были ли они друзьями?

- «Вернер – человек замечательный по многим причинам». По каким именно?

Почему Вернер с Печориным так холодно попрощались?

Вывод. Признавая Вернера равным себе по уму, Печорин сам признаётся в своей неспособности к дружбе. Видимо, это оттого, что дружба предполагает самоотдачу, даже жертвенность, а Печорин «болен» эгоцентризмом.

Печорин и Грушницкий

Причина их взаимной неприязни носит нравственно-психологическую основу или интимно-любовную? В чём она проявляется?

Вывод. Грушницкий во многом проигрывает перед Печориным; он глуп, но претендует на остроумие, стремится блистать в обществе. Выглядит это смешно. А у Печорина всё получается легко, без особого желания и напряжения.

Грушницкий играет комедию, изображая разочарованного страдальца, но выглядит шутом, а у Печорина страдания и разочарование подлинные.

Таким образом, Грушницкий оскорбил в Печорине человека мыслящего, обречённого на раздвоенную жизнь.

Грушницкий способен на подлость, если задето его самолюбие. Когда это проявляется?

А есть ли у Грушницкого совесть?

(Да, один раз она заговорила во время дуэли)

Какие противоречия Печорина раскрывает дуэль?

А) Отказывает себе в возможности жить чувствами: «Я давно живу не сердцем, а головой», - и в то же время не спит в ночь перед дуэлью, и во время дуэли доктор обнаружит у него «лихорадочный пульс».

Б) Не дорожит жизнью: «Может быть, я хочу быть убит…», но в то же время судорожно цепляется за жизнь: читает ночью роман Вальтера Скотта, беспокоится о своём высоком предназначении.

В) Предпринимает попытки образумить Грушницкого и примириться с ним, но, в конце концов, убивает его, приводя в ужас и недоумение своим поступком Вернера.

Печорин и его приятели

Чем привлекает Печорин к себе офицеров на водах? (остроумием и щедростью)

Сколько лошадей у Печорина? (4: одна для себя, три – для приятелей)

Почему же он всегда ездит на прогулки один?

Почему приятели Печорина так легко заняли сторону Грушницкого во время конфликта? Как бы вы ответили на вопрос самого Печорина: «За что они все меня ненавидят?»

Вывод. Был умнее их, искал высокую цель в жизни, презирал чины и богатство, а, значит, был среди них «белой вороной». Печорин неизменно вызывал безотчётное раздражение окружающих, которые готовы были придраться даже к его «всегда чистым перчаткам», а на самом деле, по словам Белинского, «они не могут простить ему его превосходства над ними».

Печорин и женщины

Какие качества Печорина проявились особенно ярко в его взаимоотношениях с женщинами? (Хороший психолог. Образован. Остроумен. Его дневник пестрит именами философов, писателей, исторических деятелей).

Как смог Печорин вызвать к себе любовь Мери, которая вначале была увлечена Грушницким? (Сыграл на чувствах: досада→ненависть→интерес→сострадание→желание вознаградить за прежнюю холодность. Для этого со своей стороны проявил: наглость→безразличие→загадочность→остроту ума→жалобы на непонимание)

Практическое упражнение на возможность посостязаться с Печориным в остроумии:

«Я сказал ей одну из тех фраз, которые у всякого должны быть заготовлены на подобный случай».

«Я дал ей почувствовать очень запутанной фразой, что она мне давно нравится».

Этих фраз в тексте нет. Придумайте их за Печорина. Вы сразу почувствовали, что это не так просто. Попробуйте сделать это дома , запишите свои варианты фраз к следующему уроку.

Любит ли Печорин Мери? Зачем он устраивает интригу? (От скуки. А скука – от пустоты души. Душа пуста, когда она не наполнена чувствами. Скука стала для Печорина синонимом несчастья).

Печорин говорит, что чувствует в душе своей силы необъятные. На что именно он тратит свои силы? (На интриги, авантюры)

Вывод. Трагедия Печорина в том, что у него отсутствует дело – главное дело всей жизни. Эпоха безвременья обернулась настоящей трагедией для умных, незаурядных натур.

Почему Печорин так дорожит отношениями с Верой, но при этом он ничего не хочет менять в своей жизни? (Во-первых, она одна из немногих, кто понимает его, во-вторых, она – память о тех временах, когда он был ещё способен любить).

- «Разве я похож на убийцу?» - спросит Печорин у Мери. «Вы хуже», - отвечает она. Как это понять?

Вывод. Печорин морально убивал людей своими поступками, но при этом жестоко страдал и сам: после смерти Бэлы «был нездоров, исхудал…», во время тяжёлого объяснения с Мери испытывает потрясение: «Это становилось невыносимо: ещё минута, и я бы упал к ногам её».

В нём добро смешалось с жестокостью и бессердечием, а лучшие силы души ушли на неприглядные дела и поступки.

4. Подведение итогов урока.

Кто же виноват в несчастье Печорина - светское общество или он сам? (Любовь к людям рождается любовью, но никогда – ненавистью или презрением)

Домашнее задание: Подобрать описания природы в романе для характеристики образа Печорина; сочинить за Печорина две недостающих фразы; дать несколько кратких, сжатых формулировок, точно определяющих суть главного героя (придумать самим и использовать слова из текста романа, высказывания критиков).

Урок №3.

Тема: Печорин как «портрет поколения».

Цели: раскрыть роль природы в характеристике образа Печорина, учить обобщать и систематизировать полученную информацию, отбирать нужный материал, развивать навыки работы с текстом, воспитывать интерес к работе с классическими произведениями.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Ученики читают варианты придуманных за Печорина фраз.

2. Практическая работа над подобранными описаниями природы.

Как картины природы помогают раскрыть душу Печорина?

Учащиеся находят выразительные детали в форме метафор, эпитетов, олицетворений (загашенный факел, серые клочки облаков, как змеи, колючий кустарник, зловещее облачко, умирающий ветер, тяжёлые, холодные тучи, солнце – жёлтое пятно).

Выступление учеников с индивидуальными заданиями: наблюдение за картинами природы в первых двух главах.

Вывод. Печорин любит природу, и она благотворно влияет на него. Читаем описание природы в начале главы «Княжна Мери». Не случайно он нанял квартиру на краю города. Именно здесь мы видим его добрым и умиротворённым.

3. Размышление о роли дневника в жизни героя.

Печорин написал о том, что дневник будет для него «драгоценным воспоминанием». Тогда почему же он не захочет забрать свои бумаги у Максима Максимыча и равнодушно скажет о дневнике: «Делайте с ним, что хотите»?

Бумаги Печорина – это его душа, мысли, чувства. Но будет ли это со временем «драгоценным воспоминанием»? А, может быть, ужасным?

Читая дневник, мы видим тоскующие глаза Бэлы, плачущего слепого мальчика, скорбное лицо Веры, «бледную, как мрамор,» Мери, убитого Грушницкого, умный укоризненный взгляд Вернера…

Едва ли такие воспоминания могли быть драгоценными для Печорина. Прошлое неотступно преследует его, а совесть ещё больше обостряет память души: «Нет в мире человека, над которым прошедшее приобретало бы такую власть, как надо мной».

Отказ от дневника, от встречи с Максимом Максимычем – последнее движение доброй стороны натуры Печорина и, в то же время, симптом его духовной смерти.

Перед нами истинное лицо героя того времени, вконец опустошённого, отчаявшегося, который когда-то сказал: «Я чувствую в себе силы необъятные». И нет уже в помине тех необъятных сил…

Читаем строфы из романа «Евгений Онегин», в которых Пушкин говорит о двух возможных путях человека. Сопоставляем их с содержанием последнего абзаца главы «Княжна Мери».

Почему Печорин избрал второй путь?

Почему в конце этой главы возникает образ паруса, символичного для самого Лермонтова? Не скрывается ли за этим образом слабая надежда, что для Печорина и его поколения ещё не всё потеряно, что есть ещё шанс применить, наконец, «необъятные силы» в ином направлении? Если да, то где и каким образом?

4. Подведение итогов урока.

Кто же Печорин? Дайте ему сжатую образную характеристику.

Коллективная работа над подборкой характеристик героя:

«Умная ненужность».

«Страдающий эгоист» (Белинский).

«Лишний человек».

«Нравственный калека» (Печорин).

«Младший брат Онегина» (Герцен).

«Загашенный факел» (Из дневника Печорина).

Какое из определений, на ваш взгляд, самое подходящее для характеристики Печорина? На этот вопрос вы ответите в своих домашних сочинениях.

Домашнее задание: Домашнее сочинение по образу Печорина на одну из тем, вынесенных в качестве сжатой характеристики.

1. Печорин и его окружение. Раскрытие характера героя.
2. Печорин и Максим Максимыч.
3. Печорин и Грушницкий.
4. Роль Вернера в повествовании.

Григорий Александрович Печорин, главное действующее лицо романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, на протяжении повествования вращается в разных кругах, среди различных слоев общества. Он показан в окружении светского общества — своей среды по положению (в главе «Княжна Мери»), среди горцев («Бэла»), попадает в круг контрабандистов («Тамань»), и не находит подходящего себе окружения. Это герой-одиночка. Автор дает характеристику Печорину устами второстепенных героев-рассказчиков, его современников. Все эти люди воспринимают Григория Александровича и судят о нем по-разному, каждый — с высоты своего жизненного опыта. В результате мы имеем возможность взглянуть на него с разных сторон. Перед читателем постепенно складывается портрет героя времени. Кто же рассказывает нам о нем? Это безымянный офицер, Максим Максимыч и сам Григорий Александрович Печорин, говорящий с читателем посредством своего дневника.

Несомненно, самыми точными сведениями о герое располагает он сам, и дневник — способ записывать свои мысли, много может рассказать о своем хозяине. Как же характеризует сам себя Печорин? Он признается, что не умеет плавать и имеет предубеждение против увечных людей — его пугает «странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто, с потерею члена, душа теряет какое-нибудь чувство». Происшествие с контрабандистами помогает нам оценить героя как человека любознательного, рискового, решительного. Но, покинув мирных контрабандистов, он не интересуется ими больше, ему нет дела «до радостей и бедствий человеческих». В «Княжне Мери» Печорин предстает перед нами экспериментатором над окружающими. Он сначала вызывает у княжны ненависть, разжигая затем ее любовь. Печорин отмечает свою страсть противоречить, это им и движет — заметив, что Мери выделила Грушницкого, он завидует и хочет его разозлить. «С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!» — говорит о себе Печорин, думая, что его предназначение состоит в том, чтобы разрушать чужие надежды.

Также мы узнаем, что герой способен на сильное чувство. На водах он встречает женщину, которую прежде любил Печорин. Он называет ее «единственной женщиной в мире, которую он не в силах был бы обмануть», это единственная женщина, принявшая и понявшая в Печорина «со всеми мелкими слабостями, дурными страстями».

Посмотрим теперь, какое впечатление герой производит на окружающих. Как воспринимает его Максим Максимыч? Печорин для него непонятен: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен... есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Штабс-капитан Максим Максимыч - совершенная противоположность Печорину, это человек иной эпохи, другого воспитания и склада характера, положения. Он может питать теплые искренние чувства к герою, как к старому знакомому, но тщетно силится понять его. Печорин и Максим Максимыч воспринимают то, что их окружает, совершенно с противоположных точек зрения. Максим Максимыч никогда не будет оспаривать приказы начальства и задумываться над ними, а одно из свойств Печорина — все взвешивать. Максим Максимыч отзывается о нем, как о человеке, «с которым непременно должно соглашаться». Штабс-капитан соглашается с обычаями горцев, Печорин же не ограничивает себя никакими рамками, как только он вышел из-под опеки родных, захотел испытать все удовольствия: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало; к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день от дня; мне осталось одно средство: путешествовать». Случайная встреча с Печориным радует Максима Максимыча, он готов броситься ему на шею, но холодность и равнодушие Печорина удивляет штабс-капитана, хотя Григорий Александрович говорит ему, что он остался прежним.

Каким видит Печорина офицер, свидетель его встречи с Максимом Максимычем? Он замечает небрежную ленивую походку — признак некоторой скрытности характера, глаза Григория Александровича не смеялись, когда он смеялся. Это, как говорит рассказчик, «признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Взгляд его равнодушно-спокоен.

Офицер значительно ближе к Печорину по возрасту, чем Максим Максимыч, поэтому для него герой более понятен. То, что не понимает в поведении Печорина штабс-капитан, для офицера — характерные черты его современников. Ознакомившись с журналом Печорина, безымянный офицер говорит читателю, что «убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки», потому что история героя нашего времени написана без тщеславия.

Юнкер Грушницкий — франтоватый молодой человек, говорящий вычурными пышными фразами, любящий декламировать. Этот юноша рассчитывает произвести эффект и выглядит пародией на Печорина. Чего стоят одни только слова Печорина, что Грушницкий слывет храбрецом, но это не русская храбрость — он бросается вперед с шашкой, зажмурившись. Причина его приезда на Кавказ «останется вечною тайной между им и небесами». Печорин не любит его и чувствует неизбежность столкновения. Мало того что Грушницкий провоцирует его к столкновению, уведя у Печорина из-под носа княжну Мери. Грушницкий заносчив и самодоволен, Печорин же ведет себя просто, непринужденно, как зритель в театре, где спектакль разыгрывается по задуманному им сценарию и заканчивается дуэлью. На дуэли Грушницкий не честен — зная о том, что пистолет Печорина не заряжен, он отказывается от примирения, чтобы выставить Печорина трусом. Печорин же показывает себя мужественным и благородным человеком. Он предлагает Грушницкому вспомнить о том, что они были друзьями и отказаться от клеветы. Это выводит юнкера из себя — он требует стрелять, говорит, что презирает себя и ненавидит героя, зарежет его ночью из-за угла, если тот его сейчас не убьет.

Доктора Вернера, прототипом которого стал знакомый Лермонтова — доктор Майер, можно назвать человеком, который лучше всех понимает Печорина. Сам Печорин характеризует Вернера как «человека замечательного по многим причинам». Скептик, материалист и поэт Вернер, изучающий струны человеческого сердца, говорил, что скорее сделает одолжение врагу, чем другу; был за внешность свою прозван Мефистофелем. С Вернером Печорину легко, они могли бы стать друзьями, но дело в том, что ни тот, ни другой не считают дружбу отношениями равных. Здесь же каждый сам за себя: «Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя». Они отгораживаются от общества своим союзом, им вдвоем легко. Они не вызывают друг у друга отторжения, в то время как окружающие отворачиваются от них. Вместе затеяв историю с Грушницким и княжной Мери, они ждут развлечения от скуки.

Наблюдая за Вернером, можно сделать вывод, что чуть моложе он был таким же, как и герой нашего времени: тот же интеллект, тот же иронический склад ума. Что же с ним сделало время? Он стал разочарованным во всем скептиком. После дуэли Вернер и Печорин холодно расстаются. Вернер считает, что Печорин совершил преднамеренное убийство Грушницкого, сам герой не разочарован — для него привычным стало уже, что люди «знают заранее все дурные стороны поступка..., даже одобряют его... а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности». Вернера интересуют эксперименты над людьми лишь как пассивного наблюдателя, в то время как Печорин активно действует и всегда идет до конца, анализируя все происшедшее.

Печорин - герой своего времени, но готово ли время к такому герою? Увы, еще нет. Что стало бы с Печориным — неизвестно. Был бы он таким же как Вернер, сдавшись без борьбы? Жизнь героя нашего времени прервалась на его пути из Персии, не оставив нам ответа на этот вопрос.