Своеобразие реализма в изображении действительности в творчестве О. Бальзака. Реализм во французской литературе Почему произведения бальзака связаны между собой

Оноре де Бальзак начал писать романы для заработка. И очень быстро удивил мир абсолютной зрелостью своего стиля. «Шуаны, или Бретань в 1799 году» - первое произведение Бальзака, подписанное его настоящим именем, включает в себе все составные творчества писателя, который начал как автор коммерческих романов о вампирах («Бирагская наследница», «Столетний старец») и вдруг решил создать серьезный роман. В учителя себе Бальзак взял Скотта и Купера. У Скотта его привлекал исторический подход к жизни, но не нравились серость и схематизм характеров. Молодой писатель решает пойти в своем творчестве путем Скотта, но показывать читателям не столько моральный образец в духе собственного этического идеала, а описывать страсть, без какой не существует по-настоящему гениального творения. Вообще, отношение к страсти у Бальзака было противоречащим: «убийство страсти значило б убийство общества», - говорил он; и добавлял: «страсть это крайность, она - это зло». То есть Бальзак в полной мере осознавал греховность своих персонажей, но и не думал отказываться от художественного анализа греха, который его очень интересовал и, практически, составлял основу его творчества. В том, как Бальзак интересовался человеческими пороками, безусловно, чувствуется определенная часть романтического мышления, которое было свойственно великому реалисту всегда. Но человеческий порок Бальзак понимал не как зло, а как порождение определенной исторической эпохи, определенного отрезка существования страны, общества. Мир романов Бальзака несет в себе четкую определенность материального мира. Личная жизнь очень тесно связана с официальной, поэтому большие политические решения не с неба спускаются, а обдумываются и обсуждаются в гостиных и нотариальных конторах, в будуарах певиц, сталкиваются с личными и семейными отношениями. Социум является исследованным в романах Бальзака настолько детально, что, даже, современные экономисты и социологи изучают состояние общества за его романами. Бальзак показывал взаимодействие между людьми не на фоне Бога, как это делал Шекспир, он показывал взаимодействие между людьми на фоне экономических отношений. Общество у него выступает в виде живого существа, единственного живого организма. Это существо постоянно двигается, изменяется, как античный Протей, но суть ее остается неизменной: более сильные поедают более слабых. Отсюда и парадоксальность политических взглядов Бальзака: глобальный реалист никогда не скрывал свои роялистские симпатии и иронизировал над революционными идеалами. В очерке «Две встречи за один год» (1831) Бальзак неуважительно отозвался на революцию в 1830 г. и на ее достижение: « После драки наступает победа, после победы наступает распределение; и тогда победителей оказывается намного больше, чем тех, кого видели на баррикадах». Подобное отношение к людям вообще является характерным для писателя, который изучал человечество так, как биологи изучают животный мир.

Одной из самых серьезных страстей Бальзака, начиная с детских лет, была философия. В школьном возрасте он немного не обезумел, когда в католическом пансионе познакомился со старинной монастырской библиотекой. Он не начал серьезный писательский труд, пока не проштудировал труды всех более или менее выдающихся философов старых и новых времен. Поэтому и возникли «Философские этюды» (1830 - 1837), которые можно считать не только художественными произведениями, но и достаточно серьезными философскими трудами. К «Философским этюдам» принадлежат и роман «Шагреневая кожа», фантастический и одновременно глубоко реалистичный. Фантастика, вообще, является явлением характерным для «Философских этюдов». Она играет роль deus ex machine, то есть выполняет функцию центральной сюжетной посылки. Как, например, кусок давней, полуразрушенной кожи, которая случайно достается бедному студенту Валантену в лавке антиквара. Покрыт давними письменами, кусок шагрени выполняет все желания своего обладателя, но при этом сжимается и тем же сокращает жизнь «счастливчика». «Шагреневая кожа», как и много других романов Бальзака, является посвященным теме «потерянных иллюзий». Все желания Рафаэля были выполнены. Он мог купить все: женщин, ценные вещи, изысканное окружение, он не имел только естественной жизни, естественной молодости, естественной любви, и потому не имел смысла жить. Когда Рафаэль узнает, что стал наследником шести миллионов, и видит что шагреневая кожа опять уменьшилась, убыстряя его старость и смерть, Бальзак отмечает: «Мир принадлежал ему, он мог все - и не хотел уже ничего». «Потерянными иллюзиями» можно считать и поиски искусственного алмаза, в жертву каким Вальтасар Клаас приносит собственную жену и детей («Поиски Абсолюта»), и создание супер-творения искусства, которое приобретает значение маниакальной страсти для художника Френхофера и воплощается в «хаотическом сочетании мазков».

Бальзак говорил, что дядя Тоби из романа Л. Стерна «Тристрам Шенди» стал для него образцом того, как нужно лепить характер. Дядя Тоби был чудаком, у него был «конек» - он не хотел вступать в брак. Характеры бальзаковских героев - Гранде («Евгения Гранде»), Гобсек («Гобсек»), Горио («Отец Горио») построены по принципу «конька». В Гранде таким коньком (или манией) является накопление денег и драгоценностей, в Гобсеке - обогащение собственных банковых счетов, у отца Горио - отцовство, служение дочерям, которые требуют все больше денег.

Бальзак охарактеризовал повесть «Евгения Гранде» как буржуазную трагедию «без яда, без кинжала, без кровопролития, но для действующих лиц более жестокую, чем все драмы, которые происходили в знаменитом роде Атридов». Власти денег Бальзак боялся больше, чем власти феодалов. На королевство он смотрел, как на единственную семью, в которой король является отцом, и где существует естественное положение вещей. Что к правлению банкиров, которое началось после революции в 1830 г., то здесь Бальзак увидел серьезную угрозу для всего живого на земле, потому что почувствовал железную и холодную руку денежных интересов. А власть денег, которую он разоблачал постоянно, Бальзак отождествлял с властью дьявола и противопоставил ее власти Бога, естественному ходу вещей. И здесь с Бальзаком трудно не согласиться. Хотя взгляды Бальзака на общество, которые он выражал в статьях и листах, не всегда можно принимать всерьез. Ведь он считал, что человечество является своеобразной фауной, со своими породами, видами и подвидами. Поэтому и ценил аристократов как представителей лучшей породы, какая якобы вывелась на основу культивации духовности, которая пренебрегает пользой и никчемным расчетом. Бальзак в прессе поддерживал ничтожных Бурбонов как «меньшее зло» и пропагандировал элитарное государство, в котором сословные привилегии будут неприкосновенными, а избирательное право будет распространяться только на тех, кто имеет деньги, ум и талант. Бальзак, даже, оправдывал крепостничество, которое видел в Украине, и которым увлекался. Взгляды Стендаля, который ценил культуру аристократов только на уровне эстетики, выглядят в этом случае намного более справедливыми.

Бальзак не воспринимал никаких революционных выступлений. Во время революции в 1830 г. он не прервал отдыха в провинции и не поехал в Париж. В романе «Крестьяне», выражая сожаление к тем, кто является «большим через свою тяжелую жизнь», Бальзак говорит о революционерах: «Мы поэтизировали преступников, мы миловались палачами, и мы почти создали кумира из пролетария»! Но не случайно говорят: реализм Бальзака оказался умнее самого Бальзака. Мудрым является тот, кто оценивает человека несогласно его политическим взглядам, а согласно ее моральным качествам. И в произведениях Бальзака, благодаря попытке объективного изображения жизни, мы видим честных республиканцев - Мишеля Кретьена («Потерянные иллюзии»), Низрона («Крестьяне»). Но главным объектом изучения творчества Бальзака, является не они, а самая главная сила сегодняшнего времени - буржуа, те же «ангелы денег», которые приобрели значение главной двигающей силы прогресса и нравы которой разоблачал Бальзак, разоблачал детально и не суетливо, на подобие биолога, который исследую повадки определенного подвида животных. «В коммерции месье Гранде был похож на тигра: он умел залечь, свернуться в клубок, долго присматриваться к своей добыче, а потом ринуться на нее; раскрывая ловушку своего кошелька, он глотал очередную судьбу и опять укладывался, как удав, который переваривает еду; все это делал он спокойно, холодно, методически». Увеличение капитала выглядит в характере Гранде чем-то на подобие инстинкта: перед смертью он «страшным движением» хватает золотой крест священника, который склонился над обморочным человеком. Другой «рыцарь денег» - Гобсек - приобретает значение единственного бога, в который верит современный мир. Выражение «деньги правят миром» ярко реализуется в повести «Гобсек» (1835). Маленький, неприметный, на первый взгляд, человек, держит в своих руках весь Париж. Гобсек казнит и милует, он является по-своему справедливым: может довести почти до самоубийства, того, кто пренебрегает благочестием и из-за этого влезает в долги (графиня де Ресто), а может и отпустить чистую и простую душу, которая работает день и ночь, и оказывается в долгах не через собственные грехи, а через сложные социальные условия (белошвейка Огонек).

Бальзак любил повторять: «Самим историком должно быть французское общество. Мне остается лишь служить его секретарем». Эти слова указывают на материал, на объект изучения творчества Бальзака, но замалчивают средства его обработки, которые «секретарскими» нельзя назвать. С одной стороны Бальзак опирался в ходе создания образов на то, что видел в реальной жизни (имена практически всех героев его произведений можно найти в газетах того времени), но на основе материала жизни он выводил определенные законы, за которыми существовало, да и, к сожалению, существует общество. Он делал это не как ученый, а как художник. Поэтому такое значение приобретает в его творчестве прием типизации (от греческой typos - отпечаток). Типичный образ имеет конкретное оформление (внешность, характер, судьба), но одновременно он воплощает определенную тенденцию, которая существует в обществе на определенном историческом отрезке. Бальзак создавал типичные обиды по-разному. Он мог быть нацеленным только на типичность, как например, в «Монографии о рантье», а мог заострять отдельные черты характера или создавать обостренные ситуации, как например, в повестях «Евгения Гранде» и «Гобсек». Вот, например, описание типичного рантье: «Практически все лица этой породы имеют на вооружении тростник или табакерку. Подобно всем лицам из рода «человек» (млекопитающие), он имеет семь клапанов на лице и, скорее всего, владеет полной костной системой. Его лицо бледно и часто имеет форму луковицы, оно не имеет характерности, что и есть его характерным признаком». А вот набит испорченными консервами, никогда не топленый камин в доме миллионера - Гобсека, безусловно, является чертой обостренной, но именно эта заостренность подчеркивает типичность, разоблачает тенденцию, которая существует в реальности, предельным выражением которой выступает Гобсек.

в 1834 - 1836 гг. Бальзак выдает 12-томне собрание собственных произведений, которое получает название «Этюды о нравах ХІХ века». А в 1840-1841 гг. вызревает решение об обобщении всей творческой деятельности Бальзака под названием «Человеческой комедии», которую часто называют «комедией денег». Взаимоотношения между людьми у Бальзака преимущественно определяются денежными отношениями, но не только они интересовали автора «Человеческой комедии», который разделил свой гигантский труд на следующие разделы: «Этюды о нравах», «Физиологичных этюдах» и «Аналитических этюдах». Таким образом перед нами предстает вся Франция, мы видим огромную панораму жизни, огромный живой организм, который постоянно двигается за счет беспрестанного движения его отдельных органов.

Ощущение постоянного движения и единства, синтетичности картины возникает за счет персонажей, которые возвращаются. Например, Люсьена Шардона мы впервые встретим в «Потерянных иллюзиях», и там он будет пытаться покорить Париж, а в «Блеске и бедности куртизанок» мы увидим Люсьена Шардона, которого покорил Париж и превратил в безропотные орудия дьявольского честолюбия аббата Ерреры-Вотрена (еще один сквозной персонаж). В романе «Отец Горио» мы впервые встречаемся с Растиньяком, добрым парнем, который приехал в Париж получать образование. И Париж предоставил ему образование - простой и честный парень превратился в богача и члена кабинета министров, он покорил Париж, понял его законы и вызывал его на поединок. Растиньяк победил Париж, но уничтожил себя самого. Он сознательно убил в себе парня из провинции, который любил работать на винограднике и мечтал получить юридическое образование, чтобы улучшить жизнь своих матери и сестры. Наивный провинциал превратился в бездушного эгоиста, потому что иначе в Париже не выжить. Растиньяк прошел через разные романы «Человеческой комедии» и приобрел значение символа карьеризма и пресловутой «социальной успешности». Максим де Трай, семейство де Ресто постоянно возникают на страницах разных произведений, и у нас возникает впечатление об отсутствии точек в конце отдельных романов. Мы читаем не собрание произведений, мы разглядываем огромную панораму жизни. «Человеческая комедия» является ярким примером саморазвития произведения искусства, которое никогда не уменьшает величие произведения, а наоборот - предоставляет ему величие чего-то предоставленного от Природы. Именно такой могучей, намного превышающей личность автора, и есть гениальное творчество Бальзака.

Своеобразие реализма как метода происходит в период, когда ведущую роль в литературном процессе играют романтики. Рядом с ними в русле романтизма начинают свой писательский путь Мериме, Стендаль, Бальзак. Все они близки творческим объединениям романтиков и активно участвуют в борьбе против классицистов. Именно классицисты первой половины 19 века, опекаемые монархическим правительством Бурбонов, и являются в эти годы главными противниками формирующегося реалистического искусства. Почти одновременно опубликованный манифест французских романтиков – « Предисловие» к драме « Кромвель» В. Гюго и эстетический трактат Стендаля « Расин и Шекспир» имеют общую критическую направленность, являясь двумя решающими ударами по уже отжившему свой век своду законов классицистического искусства. В этих важнейших историко-литературных документах и Гюго и Стендаль, отвергая эстетику классицизма, ратуют за расширение предмета изображения в искусстве, за отмену запретных сюжетов и тем, за представление жизни во всей её полноте и противоречивости. При этом для обоих высшим образцом, на который следует ориентироваться при создании нового искусства, является великий мастер эпохи возрождения Шекспир (воспринимаемый, впрочем, и Гюго и Стендалем по – разному). Наконец, первых реалистов Франции с романтиками 20х годов сближает общность социально-политической ориентации, выявляющаяся не только в оппозиции монархии Бурбонов, но и критическом восприятии утверждающихся на их глазах буржуазных отношений.

После революции 1830 года, явившейся значительной вехой в развитии Франции, пути реалистов и романтиков разойдутся, что, в частности, получит своё отражение в полемике 30х годов (например, критические отзывы Бальзака о драме Гюго «Эрнани» и его же статья «Романтические акафисты»). Однако после 1830 годов контакты вчерашних союзников в борьбе с классицистами сохраняются. Оставаясь верными основополагающим методам своей эстетики, романтики будут успешно осваивать опыт реалистов (в особенности Бальзака), поддерживая их практически во всех важнейших начинаниях. Реалисты тоже в свою очередь будут заинтересованно следить за творчеством романтиков, с неизменным удовлетворением встречая каждую их победу (именно такими, в частности, были отношения Ж. Санд и Гюго с Бальзаком).

Реалисты второй половины 19 века будут упрекать своих предшественников в « остаточном романтизме», обнаруживаемом у Мериме, например в его культе экзотики (так называемые, экзотические новеллы), у Стендаля – в пристрастии к изображению ярких индивидуальностей и исключительных страстей (« Итальянские хроники»), у Бальзака – в тяге к авантюрным сюжетам и использованию фантастических приёмов в философских повестях (« Шагреневая кожа»). Упрёки эти не лишены оснований, и в этом одна из специфических особенностей – между реализмом и романтизмом существует тонкая связь, выявляющаяся, в частности, в наследовании характерных для романтического искусства приёмов или даже тем и мотивов (тема утраченных иллюзий, мотив разочарования).



Своей задачей великие реалисты видят воспроизведение действительности как она есть, в познании внутренних законов её, определяющих диалектику и разнообразие форм. « Самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось быть только его секретарём», - пишет Бальзак в « Предисловии». Но объективное изображение не есть пассивное зеркальное отражение этого мира, ибо порою, как замечает Стендаль « природа являет необычные зрелища, возвышенные контрасты» и они могут оставаться непонятыми для бессознательного зеркала. Подхватывая мысль Стндаля, Бальзак утверждает, что задача – не копировать природу, а её выражать. Вот почему важнейшая из установок – воссоздание действительности - для Бальзака, Стендаля, Мериме не исключает таких приёмов как аллегория, фантастика, гротеск, символика.



Реализм второй половины 19 века, представленный творчеством Флобера, отличается от реализма первого этапа. Происходит окончательный разрыв с романтической традицией, официально декламированный уже в « Мадам Бовари» (1856). И хотя главным объектом изображения в искусстве по-прежнему остаётся буржуазная действительность, меняются масштабы и принципы её изображения. На смену ярким индивидуальностям героев романа 30-40х приходят обыкновенные люди, мало чем примечательные. Многокрасочный мир поистине шекспировских страстей, жестоких поединков, душераздирающих драм, запечатленный в « Человеческой комедии» Бальзака, произведениях Стендаля и Мериме, уступает место « миру цвета плесени», самым примечательным событием которого становится супружеский адьюлтер.

Принципиальными изменениями отмечены, по сравнению с реализмом первого этапа, и взаимоотношения художника с миром, в котором он избирает объектом изображения. Если Бальзак, Мериме, Стендаль проявили горячую заинтересованность в судьбах этого мира и постоянно, по словам Бальзака, « щупали пульс своей эпохи, видели её болезни», то Флобер декларирует принципиальную отстраненность от неприемлемой для него действительности, которую он рисует в своих произведениях. Одержимый идеей уединения в замке слоновой кости писатель прикован к современности, становясь суровым аналитиком и объективным судьей. Однако, при всей первостепенной значимости, которую приобретает критически анализ, одной из важнейших проблем великих мастеров реализма остаётся проблема положительного героя, ведь « порок более эффектен…добродетель, напротив, являет кисти художника лишь необычайно тонкие линии». Добродетель неделима, а порок многообразе

Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности - авантюрного героя («Робинзон Крузо» Д. Дефо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман («Уэверли» В. Скотт).

Реализм же является направлением, стремящимся к изображению действительности. В своем творчестве Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта.

Становление французского реализ­ма , начиная с творчества Стенда­ля, происходило параллельно с дальнейшим разви­тием во Франции романтизма. Показательно, что первыми, кто выступил с поддержкой и в основном позитивно оценил реалистические поиски Стендаля и Бальзака, были Виктор Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804-1876) - яркие представители французс­кого романтизма эпохи Реставрации и революции 1830 г.

В целом же следует особо подчеркнуть, что французский реализм, особенно в период его ста­новления, не был замкнутой и внутренне завер­шенной системой. Он возник как закономерный этап развития мирового литературного процесса, как составная его часть, широко используя и творчески осмысливая художественные открытия предшествующих и современных ему литературных течений и направлений, в частности роман­тизма.

Трактат Стендаля «Расин и Шекспир», а также предисловие к «Человеческой комедии» Бальзака обозначили основные принципы бурно развивающе­гося во Франции реализма. Раскрывая сущность реалистического искусства, Бальзак писал: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы ее выражать». В предисловии к «Темно­му делу» писатель выдвинул и свое понятие худо­жественного образа («типа»), подчеркивая, прежде всего, его отличие от какой бы то ни было ре­альной личности. Типичность, по его мнению, отра­жает в явлении важнейшие черты общего, и уже только поэтому «тип» может быть лишь «созданием творческой активности художника».

напротив, отталкивался от реаль­ностей окружающей его действительности. Именно на это существенное отличие реализма и роман­тизма обратила внимание Жорж Санд в своем пись­ме к Оноре де Бальзаку: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашим взорам, а я чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть».

Отсюда и разное понимание реалистами и роман­тиками образа автора в художественном произве­дении. И это - принципиальное художественное ре­шение Бальзака-реалиста.

Творчество Бальзака.

Оноре́ де Бальза́к (20 мая 1799, Тур - 18 августа 1850, Париж) - французский писатель. Настоящее имя - Оноре Бальзак, частицу «де», означающую принадлежность к дворянскому роду, начал использовать около 1830.

В 1829 выходит первая подписанная именем Бальзак книга: «Шуаны». В следующем году он пишет семь книг, среди них Семейный мир, Гобсек, привлёкших широкое внимание читателя и критики. В 1831 публикует свой философский роман «Шагреневая кожа» и начинает роман «Женщина тридцати лет». Эти две книги высоко поднимают Бальзак над его литературными современниками.

1832 - рекордный по плодовитости: Бальзак публикует девять полных произведений, III и IV главы его шедевра: «Женщина тридцати лет» и триумфатором входит в литературу. Читатель, критик и издатель набрасываются на каждую новую его книгу. Если ещё не реализована его надежда разбогатеть (так как тяготеет огромный долг - результат его неудачных коммерческих предприятий), то осуществлена зато его надежда прославиться, его мечта талантом завоевать Париж, мир. Успех не вскружил головы у Бальзака, как это случилось со многими его молодыми современниками. Он продолжает вести усердную трудовую жизнь, просиживая у своего письменного стола по 15-16 часов в сутки; работая до зари, он ежегодно публикует три, четыре и даже пять, шесть книг. Не следует однако думать, что Бальзак писал с особой лёгкостью. Многие свои произведения он много раз переписывал, перерабатывал.

В созданных в первые пять-шесть лет его систематической писательской деятельности произведениях (свыше тридцати) изображены разнообразнейшие области современной ему французской жизни: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы. Огромное количество художественных фактов, которое заключалось в этих книгах, требовало своей систематизации. Художественный анализ должен был уступить место художественному синтезу. В 1834 у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение - «картину нравов» его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия». По мысли Бальзака «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции.

Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Это огромное литературное издание он наметил в следующем виде:

Бальзак так вскрывает свой замысел: «„Исследование нравов“ даёт всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной социальной группы, ни одной французской области, ни детства, ни старости, ни зрелого возраста, ни политики, ни права, ни военной жизни. Основа - история человеческого сердца, история социальных отношений. Не выдуманные факты, а то, что везде происходит».

Установив факты, Бальзак предполагает показать их причины. За «Исследованием нравов» последуют «Философские исследования». В «Исследовании нравов» Бальзак изображает жизнь общества и даёт «типизированные индивидуальности», в «философских исследованиях» он судит общество и даёт «индивидуализированные типы». За установлением фактов («Исследования о нравах») и выяснением их причин («Философские этюды») последует обоснование тех принципов, по которым должно судить о жизни. Этому послужат «Аналитические исследования». Так человек, общество, человечество будут описаны, судимы, анализированы в произведении, которое будет представлять собой «Тысячу и одну ночь» Запада.

Французский реализм ХIХ века в творчестве Оноре Бальзака

Введение

Оноре́ де Бальза́к - французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе.

Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности - авантюрного героя («Робинзон Крузо» Д. Дефо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман («Уэверли» В. Скотт).

Реализм же является направлением, стремящимся к изображению действительности. В своем творчестве Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать картину всего общества, всего народа, всей Франции. Не легенда о прошлом, а картина настоящего, художественный портрет буржуазного общества стоит в центре его творческого внимания. Знаменосец буржуазии сейчас - банкир, а не полководец, её святыня - биржа, а не поле брани. Не героическая личность и не демоническая натура, не историческое деяние, а современное буржуазное общество, Франция июльской монархии - такова основная литературная тема эпохи. На место романа, задача которого дать углублённые переживания личности, Бальзак ставит роман о социальных нравах, на место исторических романов - художественную историю послереволюционной Франции.

Цель данной работы - проследить проявление этих тенденций в творчестве писателя, оценить значение О. Бальзака для формирования реализма как направления в мировой литературе.

1. Биография писателя Оноре Бальзака

Великий французский писатель Оноре Бальзак родился 20 мая 1799 года в небольшом провинциальном городке Туре, расположенном на реке Луаре.

Дед Оноре был землепашцем и носил фамилию Бальса; отец будущего великого писателя, Бернар-Франсуа, в детстве был пастухом, а выбившись в чиновники и став дельцом, придал ей аристократическое звучание - Бальзак. Мать Оноре происходила из семьи парижского торговца сукнами. Она была значительно моложе своего супруга, и ей было суждено намного пережить своего гениального сына.

Родители Оноре, занятые, главным образом, накопительством и завоеванием солидного положения в обществе, уделяли своему первенцу очень мало внимания.

Наиболее тяжелое испытание выпало на долю Оноре, когда ему пошел девятый год и его поместили в Вандомское училище - закрытое учебное заведение, которым руководили, как и всюду в ту пору во Франции, католические монахи.

В этом училище на все годы пребывания в нем ученика свидания с родными были строго-настрого запрещены, а каникул вообще не существовало.

С самого раннего возраста Оноре очень много читал. Его особенно привлекали произведения Руссо, Монтескье, Гольбаха и других прославленных французских просветителей: они с неслыханной смелостью выступали против феодально-католической церкви, верного оплота реакции. Пренебрегая всяческими запретами и наказаниями, Оноре зачитывался их творениями.

Когда Оноре исполнилось четырнадцать лет, он тяжело заболел, и училищное начальство потребовало, чтобы родители забрали сына. Сестра Бальзака Лоранс писала в последствии в воспоминаниях о своем великом брате: «На него нашло какое-то оцепенение […]. Вернулся он домой похудевший и истощенный и напоминал лунатика, спящего с открытыми глазами. Он не слышал вопросов, с которыми к нему обращались»

Прошло много времени, пока мальчик смог оправиться от тяжелого состояния.

Вскоре семья Бальзака переселилась в Париж, но жизнь Оноре не стала лучше. Родители требовали, чтобы сын стал юристом и со временем открыл нотариальную контору. Они считали, что это была бы для него прекрасная карьера, а творческие планы Оноре их ничуть не интересовали. И юноша был вынужден поступить в «Школу Права» (Юридический институт) и одновременно проходит практику в конторе адвоката. Правда. Это позволило будущему писателю-реалисту проникнуть во все тонкости судебного крючкотворства и со временем заклеймить буржуазное судопроизводство беспощадной сатирой.

Бальзак заканчивает «Школу Права» и в ответ на требование родителей заняться «делом» со всей решительностью заявляет, что намерен отдаться литературному труду - стать писателем и только таким путем построить себе карьеру и жизнь. Рассерженный отец лишил сына материальной поддержки, и будущий писатель повел жизнь талантливого бедняка, столько раз описанную в его произведениях. Почти десять лет он бедствовал на столичных чердаках. Зарабатывая на хлеб сочинением бульварных романов в духе модного тогда жанра, которые сам впоследствии назвал «литературной пачкотней».

Однако в эти годы бурных романтических споров исподволь вызревал могучий талант Бальзака. Уже в начале 1830-х годов он стал нащупывать свою собственную дорогу в искусстве и стал профессиональным литератором, хотя буйное воображение и темперамент, а также жажда разбогатеть, вполне в духе меркантильного века, то и дело толкали его на фантастические «деловые» затеи (как покупка типографии и выпуск дешевого издания французских классиков, разработка заброшенных римлянами серебряных Рудняков). Все они неизменно кончались провалом и лишь увеличивали сумму долгов, из которых, несмотря на каторжный литературный труд, Бальзак так и не смог выпутаться до конца своих дней.

Преследуемый кредиторами, ростовщиками, издателями, месяцами не выходя из дому, проводя за письменным столом бессонные ночи, Бальзак работал с лихорадочной быстротой и сверхчеловеческим напряжением, подгоняемый не только нетерпением художника, но и необходимостью вырваться из денежной кабалы. Переутомление вконец расстроило его здоровье и привело к ранней смерти.

Переписка Бальзака приоткрывает драму существования великого художника - жертвы денежного общества, столь блистательно запечатленного в его романах.

«Я чуть не лишился хлеба, свечей, бумаги. Судебные исполнители травили меня как зайца, хуже, чем зайца» (2 ноября 1839 года). «Работать - …это значит вставать всегда в полночь, писать до 8 часов утра, позавтракать за пятнадцать минут и снова работать до пяти, пообедать, лечь спать и на завтра все начать сначала» (15 февраля 1845 года).

«…Пишу все время; когда не сижу над рукописью, обдумываю план, а когда не думаю над планом, то исправляю гранки. Вот моя жизнь» (14 ноября 1842 года).

В редкие минуты, когда Бальзак оказывался в обществе, он поражал окружающих блеском ума и своеобразным обаянием.

Тяга писателя к аристократическим салонам отразилась и на истории женитьбы Бальзака, похожей на один из его романов. С 1838 года началось заочное знакомство и многолетняя переписка Бальзака с польской графиней Эвелиной Ганьской, подданной русского царя; в марте 1850 года Бальзак обвенчался с нею в городе Бердичеве, три месяца провел в огрмном имении жены - Верховня, под Киевом, затем увез ее в Париж, а уже 8 августа писателя не стало.

2. Влияние исторических реалий на творческую деятельность

.1 Бальзак и его время

В июле 1830 года во Франции было свергнуто правительство короля Карла Х. Его старший брат Людовик ХVI был казнен в 1793 году. Средний Людовик ХVIII после пребывания в эмиграции, в 1814 году был посажен на трон властителями тогдашней Европы, которые надеялись угасить пожар Революции навсегда. Попытки королей Людовика ХVIII и КарлаХ вернуть Францию в эпоху феодализма потерпели полный крах. После июльской революции 1830 года капиталистическое развитие страны пошло полным ходом. Королей - аристократов сменил король-банкир, король-буржуа Луи-Филлип.

Обманутый после июльской революции пролетариат в 30-е годы не слагает оружия. В 1831 году - грандиозное восстание лионских ткачей. В 1832-м - баррикады на улицах Парижа и кровопролитие у стен монастыря Сен-Мерри. В 1834-м - новое восстание лионских ткачей.

Постоянное брожение умов, постоянное недовольство. Пока не восстановили свирепую цензуру, карикатуры на грушевидного Луи-Филиппа не сходили со страниц пользующихся успехом сатирических журналов.

Именно 1830 год стал отправным пунктом литературной деятельности Бальзака, Стендаля, Гюго, Жорж Санд. Все главное Бальзак создал с 1830 по 1848 год. И стал он своего рода историком двух эпох: эпохи Реставрации и эпохи июльской монархии. Бурные социальные события определили историзм романов Бальзака и привели его к замыслу «Человеческой комедии».

Наблюдательность, умение проникать взглядом в чужие жизни, в чужие умы и сердца стало основною страстью юного Оноре. В жажде знать, как, чем живут разные люди, сказывалась антиромантическая черта его натуры, характерная для новых условий капиталистического мира, когда люди вынуждены были более трезво смотреть на свое жизненное положение и свои отношения с другими людьми.

Юный Бальзак сознает в себе огромные силы, большой талант, он преодолевает немало препятствий и вступает на избранный им путь писателя. В 1830 году он пишет новеллу «Гобсек», годом позже - «Шагреневую кожу», «Луи Ламбера», «Неведомый шедевр», в 1832 году - «Полковника Шабера», в 1833-м - Евгению Гранде».

В 1834 году, когда Бальзак работал над романом «Отец Горио», его поразила давно в нем готовившаяся мысль: создавать не отдельные романы, повести и рассказы, а один грандиозный цикл, возникающий по одному плану, ставящий перед собой одну цель - понять и воплотить жизнь современной Франции во всех ее проявлениях. Все классы общества, все профессии, все возрасты. Главное, все типы людей: богачи и бедняки, врачи и студенты, священники и офицеры, актрисы и служанки, светские дамы и прачки. Проникнуть во все сердца, войти во внутренний ритм разнородных жизней, понять общество в целом, исследуя его по частям. Соединить анализ одного переживания в синтезе грандиозной и до конца осмысленной панорамы.

В таком плане каждый отдельный роман становиться частицей многообъемлющего целого, из него выходили и далеко протягивались нити в другие повести и романы.

Ни один романист, ни до, ни во времена Бальзака не подходил до такой степени близко к задаче - исчерпывающе и точно изучить состояние современного общества. До конца правдивое и нравственно взыскательное изучение общества делает Бальзака антибуржуазным писателем, последовательным и непримиримым. Моральный упадок аристократии также для него очевиден. Объявляя себя легитимистом, сторонником королевской власти в дореволюционном добуржуазном ее облике, Бальзак в это время проявлял непримиримое отношение к буржуазному обществу, но и - отсутствие идеала, обращенного в будущее. Бальзак весь в своей эпохе, ему одинаково недоступно верное понимание прошлого и проникновение в будущие судьбы народа. Его грандиозное творение почти целиком посвящено его современности, жизни французского народа после революции 1789 года, главным образом первой половине ХIХ века.

Название всего цикла «Человеческая комедия» Бальзак нашел не сразу. Имелась в виду «Божественная комедия» Данте, но в слове «комедия» у Бальзака совсем другое значение. В нем - суровый приговор бессмыслице - комедии современной Бальзаку социальной жизни.

Читая любое произведение этого цикла, нужно проникать в единый, особенный бальзаковский стиль, нужно слышать голос этого автора, нужно вникать в его человековедение, постигать характер его творческой мысли.

Современников Бальзака его стиль озадачил. В нем не было не ловкости, ни изящества французских прозаиков ХVIII века, ни блестящей патетики Шатобриана и Гюго. Этот стиль, если и напоминал, то стиль таких отвергнутых, признанных грубыми романистов, как Ретиф де ла Бретонн, таких громоздких мемуаристов ХVII века, как герцог де Сен-Симон.

Но поэт Теофиль Готье и историк литературы Ипполит Тэн уже в 50-х годах ХIХ века наперекор всем критикам заговорили о математически точном соответствии стиля Бальзака его идее, о метафоре в «Человеческой комедии», неожиданной, смелой и способной устанавливать между отдельными предметами новые существенные связи.

Величие Бальзака как художника теперь для его соотечественников несомненно. Современный исследователь его творчества Пьер Барберис говорит по этому поводу так: «В Бальзаке больше было гениальности, чем у Флобера, Золя, у братьев Гонкур. Он был из породы Шекспира и Микеланджело. Темперамент и мифология Бальзака в самом сердце каждого из его романов… действительность в его глазах не обыденна, а молниеносна».

Эта высокая оценка современного французского литературоведа близка к тому, что уже в 1888 году писал Фридрих Энгельс: «Бальзак, которого ч считаю гораздо более крупным мастером реализма, чем всех Золя прошлого, настоящего и будущего, в «Человеческой комедии» дает нам самую замечательную реалистическую историю французского общества»…»

В России величие Бальзака отстаивали А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.Г. Чернышевский.

Бальзак нарушал окостеневшие нормы «хорошего вкуса».

Чтобы понимать Бальзака, нужно войти в его стиль. Бальзак любит полновесное, мужественное, крепко спаянное слово, чувствует и сознает его внутреннюю форму. Его гипербола полна ума и сарказма, в его метафоре - плотно сжатые идеи, его эпитет выводит наружу глубоко запрятанные свойства людей и вещей. Синтаксические нагромождения отражают затрудненное дыхание людей, жизненную неразбериху. Его портреты скульптурны. В большинстве случаев в них изображение людей весьма обыденных. Но свойственны ему и интеллектуальные портреты, слаженные и тонко и могуче. В изображении улицы, дома, комнаты явственны живые отпечатки человеческой жизни, и всякая деталь обращена к читателю как ясно высказанная мысль. Сюжетное движение, замедленное вначале, все более и более набирает силы, вовлекая читателя в нарастающий, закономерный ход действия, обнажающего судьбы людей. Вы постоянно сознаете внутреннюю необходимость событий при внешней их неожиданности: они обусловлены характерами персонажей. Изображение частной жизни, данной крупным планом, всегда сочетается с жизнью города, местечка, села и с жизнью Франции, которая остается наиболее постоянным предметом зоркой и одухотворенной мысли Бальзака.

.2 Реализм Бальзака

бальзак гобсек новелла

В чем же сказалось становление реализма в творчестве Бальзака?

) Человек, главный объект реалистической повести или романа, перестает быть отделенной от общества и класса обособленной личностью. Исследуется цельная социальная ткань, по природе своей бесконечно множественная, в которой каждый персонаж ее частица. Так, в романе «Отец Горио» на первом плане - пансион госпожи Воке. Желтая краска, запах гниения и сама хозяйка с ее шлепающими туфлями и слащавой улыбкой обобщают впечатление от пансиона. И есть нечто общее в социальном положении всех его жителей, что, однако не мешает резкому выделению индивидуально конкретных его обитателей: циника Вотрена, юного честолюбца Растиньяка, благородного труженика Бъяншона, застенчивой Викторины, благодушного и озабоченного папаши Горио. В «Человеческой комедии» Бальзака более двух тысяч весьма значительных и многосторонне исследованных им персонажей.

Творческая активность Бальзака бесконечно трудная. Научиться проникать в умы и сердца близких и чуждых ему людей разных классов общества, разных возрастов и профессий. Бальзак в новелле «Фачино Кане» рассказал о том, как он этому учился. Он всматривался в незнакомые лица, ловил обрывки чужих разговоров, он приучал себя жить чувствами и мыслями других людей, ощущал на своих плечах их поношенную одежду, на своих ногах их дырявую обувь, он жил в чужой обстановке нищеты, или роскоши, или среднего достатка. Он сам становиться то скрягою, то расточителем, то неудержимо страстным искателем новых истин, то праздным искателем приключений.

Именно с такого проникновения в чужие характеры и нравы начинается реализм.

1)Не только человек, не только взаимоотношения людей - история современного ему общества занимала Бальзака.его методом было познание общего через частное. Через папашу Горио он познавал, как обогащаются и как разоряются люди в буржуазном обществе, через Тайфера - как преступление становится первым шагом к созданию крупного состояния будущего банкира, через Гобсека - как страсть к накоплению денег подавляет в буржуа этой эпохи все живое, в Вотрене он видит крайнее выражение того философского цинизма, которым, как недугом, поражены разные слои общества.

2)Бальзак - один из создателей и классиков критического реализма. Совершенно напрасно слово «критический» иногда приравнивают к слову отрицательный и полагают, что в это понятие входит одно лишь негативное отношение к изображаемой действительности. Понятия «критический» и «обличительный» отождествляются. Критический означает анализирующий, исследующий, взыскательный. «Критика» - розыск и сужденье о достоинствах и недостатках…».

)Чтобы воспроизвести историю и философию современного ему общества, Бальзак не мог ограничиться ни одним романом, ни серией отдельных самостоятельных романов. Нужно было создать нечто цельное и в то же время обращенное в разные стороны. «Человеческая комедия» - это цикл романов, связанных одним грандиозным планом. В сравнительно редких случаях один роман - продолжение другого. Так, в «Гобсеке» - дальнейшая судьба семьи графа де Ресто, показанной в романе «Отец Горио». Еще более последовательна связь «Утраченных иллюзий» и «Блеска и нищеты куртизанок». Но у большинства романов - свой законченный сюжет, своя завершенная идея, хотя персонажи, и первостепенные и второстепенные, постоянно переходят из романа в роман.

)Предшественники Бальзака учили понимать одинокую, страдающую человеческую душу. Бальзак открыл нечто новое: цельность, взаимообусловленность человеческого общества. Раздирающий это общество антогонизм. С каким презрением отвергнет маркиза дЭспар молодого поэта, узнав, что он сын ангулемского аптекаря! Классовая борьба составит основу романа «Крестьяне». И каждый его персонаж - частица той огромной картины, и дисгармоничной, и диалектически-цельной, которая у автора всегда перед глазами. Поэтому в «Человеческой комедии» автор совсем иной, чем в романтическом романе. Бальзак называл себя секретарем. Общество пользуется его пером и через него само о себе повествует. Именно в этом романист приближается к ученому. Главным становиться не выражение чего-то личного, а верное понимание изучаемого предмета, раскрытие управляющих им законов.

)Конкретность и многообразие языка в произведениях Бальзака связаны с новым видом детализации, когда цвет дома, облик старого кресла, скрип двери, запах плесени становятся многозначительными, социально насыщенными сигналами. Это отпечаток человеческой жизни, повествующие о ней, выражающие ее смысл.

Изображение внешнего облика вещей становятся выражением устойчивого или изменчивого душевного состояния людей. И оказывается, что не только человек, его образ жизни влияют на вещественный мир, им подчиненный, но и, наоборот, сказывается своего рода могущество мира вещей, способных согреть, и поработить человеческую душу. И читатель бальзаковского романа живет в сфере предметов, выражающих смысл буржуазного уклада, угнетающего человеческую личность.

6)Бальзак постигает и устанавливает законы общественной жизни, законы человеческих характеров, в конечном счете человеческого духа, ущемленного условиями собственнического мира и рвущегося на свободу. Именно человековедение Бальзака, умение проникать во внутренний строй людей, молодых и старых, бедняков и богачей, мужчин и женщин, именно это составляет истинное богатство «Человеческой комедии».

Поэтому читатель этого многосоставного произведения уже в его языковой ткани должен почувствовать сильнейший размах всюду внедряющейся и многообъемной мысли автора. Если бы мы в совершенстве знали свою эпоху, мы бы и самих себя знали лучше», - говорит Бальзак в философско-политической новелле «З. Маркс». Через понимание целого общества достигается полное понимание и себя самого и любого другого человека. И наоборот, через понимание многих людей можно достигнуть понимания народа. Такие путеводные нити, важные для верного и цельного восприятия «Человеческой комедии», насыщают речь автора, не только изобразительно-наглядную, но и философски проникновенную.

3. Произведение Бальзака «Гобсек»

.1 Возникновение новеллы

Весной 1830 года в газете «Мода» Бальзак выступил с очерком «Ростовщик». Это был характерный очерк, дающий облик типичного парижского ростовщика. Сюжета в очерке не полагалось, и его не было. Но это было зерно, из которого выросла реалистическая новелла, которая, однако, не сразу приобрела свой окончательный вид. Первоначально у нее было более назидательное название: «Опасности порочной жизни».

С начала 40-х годов определилось окончательное название - «Гобсек».

В ходе этой переработки устанавливались столь важные для Бальзака связи с другими частями «Человеческой комедии». Возникла фигура Дервиля, который играет решающую роль в новелле «Полковник Шабер», а в других произведениях - эпизодические роли. Трагедия семьи де Ресто - прямое продолжение романа «Отец Горио». Максим де Трай - постоянный персонаж «Человеческой комедии». И Эстер Ван Гобсек, внучатая племянница ростовщика появиться в романе «Блеск и нищета куртизанок». «Гобсек» очень важная составная часть «Человеческой комедии».

.2 Композиция новеллы

Обрамление новеллы «Гобсек» весьма искусно. «В час ночи, зимою с 1829 на 1830 год в салоне виконтессы де Гранлье еще оставалось двое посторонних. Красивый юноша только что вышел при бое часов».

В том же первом абзаце завязка действия. Дочь госпожи де Гранлье Камилла, делая вид, что рассматривает что-то на стене, подошла к окну и прислушивалась к шуму отъезжающего экипажа. Стало быть, даже цоканье копыт и грохот колес были ей дороги. И мать угадала в этом давно тревожившее увлечение дочери. Она читает дочери строгую нотацию: Камилла выказывает чрезмерное внимание юному Эрнесту де Ресто, а между тем этот выбор мать решительно не одобряет. Ведь мать этого прелестного юноши - особа низкого происхождения, некая мадемуазель Горио, вокруг ее имени было в свое время немало шума, она дурно относилась к своему отцу, к своему мужу. Как бы не было благородно поведение самого Эрнеста, пока жива его мать, ни одна семья не доверит ему и его матери будущность и состояние молодой девушки.

Виконтесса не высказывает своей мысли до конца, она считает это неприличным. А думает она о том, что мать Эрнеста, Анастази де Ресто разорила свою семью, и Эрнест слишком беден, чтобы стать женихом Камиллы. Мать сурово, но тихо отчитывает свою дочь. В соседней комнате ничего нельзя было услышать, тем более что там шла игра в карты. Однако один из двух игроков догадался, что тревожило виконтессу.

Это догадливый завсегдатай аристократического салона, стряпчий по делам, адвокат Дервиль. Сам по себе Дервиль в этой новелле не становиться одним из центральных персонажей. Он нужен автору как свидетель, как участник, а не как действующее лицо. Это труженик, учившийся на медные деньги, все же получивший юридическое образование, завоевавший доверие клиентов, вхожий в дома нуждающейся в нем знати, хорошо знающий и темные углы современного ему Парижа.

«Наблюдательный по своей природе» и по своей профессии, Дервиль догадывается о том, что виконтесса де Гранлье внушает дочери, он вмешивается в разговор с определенной целью: показать, что Эрнест де Ресто далеко не так беден, как это думает спесивая аристократка. По существу, он ей не возражает, он далек от мысли убедить ее в том, что не богатство составляет счастье, нет, Дервиль покоряется ее предрассудку. Она ошибается, и он это докажет (не в своих предрассудках, в этом ее не переубедишь! - а только в обстоятельствах и фактах). Она не знает, что, достигнув совершеннолетия, Эрнест де Ресто получит сбереженное для него наследство отца.

Итоговое обрамление новеллы весьма значительно. Узнав, что Эрнеста ждет весьма значительное богатство, госпожа де Гранлье невольно проговаривается: именно предполагаемая его бедность была в ее глазах препятствием к его браку с Камиллой. Все же она не окончательно убеждена, она говорит гордо и важно: «мы об этом еще подумаем, Эрнест должен быть очень богат, чтобы такая семья, как наша, могла бы принять его мать. Подумайте только - мой сын вскоре станет герцогом де Гранлье…»

Словом, обрамление новеллы в своем роде - новелла. Нравы той аристократии, которая вернулась с Людовиком ХVIII из эмиграции, восстановило свое богатство, отнимая у народа дома, леса и земли, для которой титулы - граф, особенно герцог - великая ценность и для которой все-таки решающая сила - деньги.

.3 Портрет ростовщика

Адвокат Дервиль начинает свой рассказ с портрета, в который вложены все краски, присущие бальзаковскому портрету, замутненные, сдержанные, пробивающиеся из полутьмы. Облик человека «бледный и тусклый», в нем что-то «лунное». Серебро, с которого отчасти сошла позолота. Волосы пепельно-серые. Черты лица, «отлитые из бронзы». Желтые крохотные глаза, глаза куницы, хищного маленького зверька. Глаза, боящиеся света, прикрытые козырьком. Узкие, сжатые губы и нос, заостренный, рябой и твердый, сверлящий. вы не только видите, вы осязаете скульптурный облик портрета: «В желтых морщинах его старческого лица можно было вычитать ужасающие тайны: и растоптанную ногами любовь, и фальшь мнимого богатства, утраченного, обретенного, судьбы разных людей, жестокие испытания и восторги торжествующего хищника - все вошло в портрет этого человека. Все на нем запечатлелось».

Основной колорит портрета обозначен эпитетом желтый. Этот цвет в литературе приобретает разное значение. Желтые глаза, боящиеся света, выглядывающие из-за черного козырька, принадлежат хищному, скрытному человеку.

Это был ростовщик, его звали Гобсек. По-французски ростовщик означает изнашивать, истощать. в самом слове заключен тип человека, владеющего большими суммами денег, готового снабдить этими деньгами кого угодно, но под залог вещей еще более ценных, чем получаемые деньги, и на кабальных условиях вернуть долг с огромным приростом. это профессия, позволяющая получать большие доходы, ничего не делая, ничего не тратя. Постоянно обогащаясь.

Ростовщик - характерная фигура для эпохи расцвета капиталистического общества, когда торговцу нужно перехватить большую сумму денег, чтобы не упустить выгодного товара, когда прогорающий аристократ готов заложить фамильные драгоценности, лишь бы поддержать привычный ему образ жизни, на который уже не хватает средств.

Имя Гобсек - Сухоглот, обрубленное и резкое, тоже своего рода портрет человека твердого, неуступчивого, жадного. Он был скуп даже на движение. «Его жизнь протекала, порождая не более шума, чем песок в старинного вида часах.»

Это мрачная фигура хитрого дельца и жестокого скряги. Но он был соседом Дервиля, они познакомились, сблизились. И удивительное дело, скромный и честный труженик Дервиль почувствовал к Гобсеку некоторое расположение. И Гобсек с уважением и даже с любовью стал относиться к Дервилю, который вел скромный образ жизни, ничем не хотел от него поживиться и был свободен от тех пороков, которыми были перенасыщены люди, теснившиеся вокруг ростовщика. Он, преисполненный доверия к Дервилю, в решительную минуту даже оказывает ему щедрую поддержку: дает деньги с условием получения самых умеренных процентов. Без процентов он не может дать денег и самому близкому своему другу!

Все же скряга по природе своей одинок. «Если бы общительность, человечность были религией, то в этом смысле Гобсека можно было бы считать атеистом». Отчужденность человека в собственническом мире показана в этом образе в самой крайней степени. Гобсеку не страшна смерть, но его удручает мысль, что его сокровища перейдут кому-то другому, что он умирая, выпустит их из рук.

У Гобсека свое законченное и во многом верное понимание современного ему общества. «Повсюду идет бой между бедняком и богачом, и он неизбежен». Он считает, что убеждения, нравственность - пустые слова. Только личный интерес! Только одна ценность - золото. Остальное изменчиво и преходяще.

Векселя, которые держит Гобсек. По которым он получает деньги, ведут его к разным, совершенно чужим для него людям. Так он попадает в роскошный особняк графов де Ресто. Он рассказывает об этом посещении Дервилю, а Дервиль - госпоже де Гранлье, ее пожилому родственнику и ее дочери. На рассказе этом сохраняется двойной отпечаток: ехидной иронии Гобсека и человеческой мягкости Дервиля.

Какой контраст: сухой, желчный старик в полдень в будуаре едва проснувшейся после ночного бала великосветской красавицы. В окружающей ее роскоши всюду следы вчерашней ночи, усталости, небрежности. Острый взор Гобсека постигает и еще нечто: сквозь эту роскошь проглядывает нищета и скалит острые свои зубы. И в облике самой графини Анастази де Ресто - растерянность, смятение, страх. И все-таки, сколько в ней красоты, но и силы!

Гобсек, даже Гобсек, с восхищением на нее посмотрел. Она вынуждена принимать ростовщикав своем будуаре, униженно просить его об отсрочке. А тут еще и муж приходит весьма некстати. С наслаждением видит Гобсек, что он держит в своих руках ее позорную тайну. Она его раба. «Это один из моих поставщиков», - вынуждена графиня солгать мужу. Она потихоньку сует Гобсеку что подвернулось из драгоценностей, чтобы только его спровадить.

По-своему, ростовщик щепетильно честен. Бриллиант, полученный от Анастази, стоил на двести франков больше, чем Гобсек должен был его получить. Он пользуется первою оказией, чтобы эти двести франков вернуть. Он передает их через встреченного им на пороге любовника графини Максима де Трай. Мимолетное впечатление от Максима: «Я прочитал на его лице будущее графини. Этот прелестный блондин, холодный и бездушный игрок, разорится, ее разорит, разорит ее мужа, разорит ее детей, пожрет их наследство и больше истребит и разрушит, чем могла бы разрушить целая артиллерийская батарея».

.4 Трагедия семьи де Ресто

Завязкой дальнейших событий становится сцена, когда назойливо приставший к Дервилю Максим де Трай убеждает молодого адвоката сопровождать его к Гобсеку и рекомендовать его ростовщику в качестве своего друга. В долг Гобсек ни при каких рекомендациях ничего бы Максиму не дал. Но к этому же часу подоспела Анастази с бриллиантами, принадлежащими ее мужу и ее детям, готовая их заложить, лишь бы своего любовника выручить.

У скряги ростовщика, в сырой темной комнате происходит жадный спор между тем, кто хранит неограниченное количество денег, и теми. Кто привык их необузданно расточать.

В эту картинугрубого торга вложены краски поразительной силы. Старшая дочь папаши Горио в этой будничной сцене, вопреки ее подлой роли, особенно прекрасна. Овладевшая ею страсть, ее тревога, самое сознание преступности ее действий, страх неудачи и даже разоблачения - все это не стирает, а усиливает сияние резкой и грубой ее красоты.

И бриллианты, которые она выкладывает. Сверкают под пером Бальзака с утроенною силой. Старческий глаз у Гобсека, но пронзительно въедливый и страстный. Его глазами неистового знатока видим мы редчайшие драгоценности семьи де Ресто.

Забрать такие бриллианты! Получить их за бесценок! Да еще и всучить Максиму в счет выдаваемых денег его прежние долговые расписки, приобретенные у других ростовщиков по дешевке!

Едва только Анастази и Максим покинули жилище Гобсека, он ликует. Это полное его торжество. Все это видел Дервиль, проникающий далеко за кулисы парижской жизни, посвященный в самые сокровенные ее тайны…

Граф де Ресто, удрученный поведением своей жены, убитый горем и сознающий, что дни его сочтены, озабочен судьбою своего сына Эрнеста. Явно, что двое младших ему не принадлежат. Убедившись в щепетильной честности ростовщика, он решает доверить ему все свое состояние, с тем чтобы уберечь его от расточительности Анастази. Эрнест должен получить это состояние в день совершеннолетия. К этому и ведет Дервиль свое ночное повествование в салоне госпожи де Гранлье.

В его рассказе есть еще одна поражающая сцена. Дервиль узнает от Гобсека, что граф де Ресто при смерти. При этом Гобсек роняет фразу, которая разом обнаруживает его проницательность, неожиданную у него отзывчивость на чужое душевное страдание, и эта же фраза содержит итоговую характеристику мужа Анастази: «Это одна из тех нежных душ, которые не умеют одолеть свое горе и подставляют себя под смертельный удар».

Дервиль добивается встречи с умирающим графом, а тот нетерпеливо его ждет: им нужно покончить дело с завещанием, которое не оставит без гроша графиню и младших ее детей, основное же богатство сбережет для Эрнеста. Но Анастази, опасаясь все потерять, не допускает адвоката к его клиенту.

Душевное состояние Анастази, разгаданное проницательным стряпчим, дано с удивительной ясностью и полнотой. Ее горькое разочарование в Максиме, ее досада, что она в такое положение попала, и желание очаровать и обезоружить Дервиля, которого она считает своим врагом, и стыд пред ним, как свидетелем сцены у ростовщика, и твердое решение любою ценой, если нужно, то преступлением, захватить полностью наследство умирающего мужа.

Как бы ни был сложен клубок разнородных мыслей и чувств, решающим оказывается неистово страстная борьба за деньги. Вот почему в изображении душевного состояния Анастази де Ресто не менее глубокая критика собственнического, буржуазного мира, чем даже в образе ростовщика.

Ночью Дервиль и Гобсек, которых известили о смерти графа, явились в дом и проникли в комнату умершего.

Трагизм ситуации, совершенно личной, приобретает под пером Бальзака характер страшного символа, обличающего вожделения собственнического мира.

«Ужасающий беспорядок царил в этой комнате. Растрепанная, с горящими глазами, графиня, ошеломленная, стояла посреди перерытых ее одежд, бумаг, всякого рода тряпья… Едва только умер граф, как его вдова тотчас взломала все ящики…всюду был отпечаток ее смелых рук… Труп покойника был откинут и лежал поперек постели, как один из конвертов, разорванных и брошенных на пол… На подушке был еще виден отпечаток ее ноги».

Умирающий де Ресто призывал Дервиля и прижимал к груди отмену прежнего завещания. По настоянию адвоката, сознавая его правоту, Ресто включил в свое завещание и жену и младших ее детей. Именно это завещание в испуге и второпях Анастази успела сжечь. Она сама всего себя лишила.

Гобсек прибрал к рукам и дом, и все владения аристократической семьи. Он стал хозяйничать расчетливо и скупо, приумножая богатство. Госпожа де Гранлье может быть спокойна за свою дочь: через несколько дней Эрнест де Ресто полностью, да еще и в приумноженном виде получит свое наследство.

Трагедия семьи де Ресто: безумие расточительности, как и безумие скупости, ведет к одинаковому концу. Эта новелла в новелле придает целому произведению поистине трагический характер.

.5 Заключение

На последних страницах новеллы описана смерть ростовщика. Дервиль застал его, ползающего по комнате, уже бессильного подняться и лечь на постель. Гобсеку пригрезилось, что что комната полна живого колыхающегося золота. И он бросился его загребать.

Чтобы не было у него соседей, Гобсек один занимал несколько комнат, загроможденных всякого рода снедью, которая вся сгнила, и даже у рыб выросли усы.

До последних дней своей жизни Гобсек заглатывал несметные состояния и уже неспособен был их переварить. Если бы золото поддавалось гниению, оно бы у него сгнило.

Одна мысль угнетала умирающего Гобсека: он расставался со своим богатством.

Заключение

Бальзак как реалист обращал в своем творчестве внимание на современность, трактуя ее как историческую эпоху в ее историческом своеобразии.

Такие образы, как Растиньяк, барон Нюсенген, Сезар Бирото и бесчисленные другие - наиболее законченные примеры того, что называют «изображением типических характеров в типических обстоятельствах». В его творчестве реализм уже вплотную подходит к научному познанию, и некоторые романы по глубине познавательного подхода к социальным явлениям и социальной психологии оставляет далеко за собой все, что в этой области было сделано буржуазной наукой.

Благодаря особенностям своего творчества, Бальзак пользовался большой популярностью в Европе ещё при жизни. Произведения Бальзака повлияли на прозу Диккенса, Золя, Фолкнера и других. Общепризнанной была его репутация одного из величайших прозаиков XIX века.

В России его творчество стало известно уже с начала 30-х гг. 19 в. Интерес к нему проявляли А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, особенно Ф.М. Достоевский и М. Горький, на которых он оказал значительное влияние.

Российское литературоведение уделяет большое внимание проблемам бальзаковского реализма, как одной из вершин мировой литературы.

бальзак гобсек новелла

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия

Гербстман А.И. Оноре Бальзак, биография писателя [Текст]: пособие для учащихся / А.И. Гербстман. - СПб.: Просвещение, 1972. - 118 с. (требует переиздания)

Ионкис Г.Э. Оноре Бальзак [Текст]: пособие для учащихся / Г.Э. Ионикс. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с. (требует переиздания)

История зарубежной литературы ХIХ века [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Я.Н. Засурского, С.В. Тураева. - М.: Просвещение, 1982. - 320 с. (требует переиздания).

Литературная энциклопедия

Чичерин А.В. Произведения О. Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии» [Текст]: учебное пособие для филол. спец. пед. ин-тов / А.В. Чичерин. - М.: Высш. школа, 1982 - 95 с. (требует переиздания).

Похожие работы на - Французский реализм ХIХ века в творчестве Оноре Бальзака

Становление французского реализ-ма, начиная с творчества Стенда-ля, происходило параллельно с дальнейшим разви-тием во Франции романтизма. Показательно, что первыми, кто выступил с поддержкой и в основном позитивно оценил реалистические поиски Стендаля и Бальзака, были Виктор Гюго (1802—1885) и Жорж Санд (1804—1876) — яркие представители французс-кого романтизма эпохи Реставрации и революции 1830 г.

В целом же следует особо подчеркнуть, что французский реализм, особенно в период его ста-новления, не был замкнутой и внутренне завер-шенной системой. Он возник как закономерный этап развития мирового литературного процесса, как составная его часть, широко используя и творчески осмысливая художественные открытия предшествующих и современных ему литературных течений и направлений, в частности роман-тизма.

Трактат Стендаля «Расин и Шекспир», а также предисловие к «Человеческой комедии» Бальзака обозначили основные принципы бурно развивающе-гося во Франции реализма. Раскрывая сущность реалистического искусства, Бальзак писал: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы ее выражать». В предисловии к «Темно-му делу» писатель выдвинул и свое понятие худо-жественного образа («типа»), подчеркивая, прежде всего, его отличие от какой бы то ни было ре-альной личности. Типичность, по его мнению, отра-жает в явлении важнейшие черты общего, и уже только поэтому «тип» может быть лишь «созданием творческой активности художника».

«Поэзия факта», «поэзия реальной действитель-ности» стала благодатной почвой для писателей-ре-алистов. Ясным стало и главное отличие реализма от романтизма. Если романтизм в создании инобы-тия действительности отталкивался от внутреннего мира писателя, выражая внутреннее устремление со-знания художника, направленное в мир действитель-ности, то реализм, напротив, отталкивался от реаль-ностей окружающей его действительности. Именно на это существенное отличие реализма и роман-тизма обратила внимание Жорж Санд в своем пись-ме к Оноре де Бальзаку: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашим взорам, а я чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть».

Отсюда и разное понимание реалистами и роман-тиками образа автора в художественном произве-дении. Например, в «Человеческой комедии» образ автора, как правило, вообще не выделен как лич-ность. И это — принципиальное художественное ре-шение Бальзака-реалиста. Даже тогда, когда образ автора выражает собственную точку зрения — он только констатирует факты. Само же повествование, во имя художественного правдоподобия, подчеркнуто безлично: «Хотя г-жа де Ланже никому не поверяла своих мыслей, мы вправе предполагать...» («Герцогиня де Ланже»); «Быть может, этот рассказ вер-нул его к счастливым дням жизни...» («Фачино Кане»); «Каждый из этих рыцарей, если данные точны...» («Старая дева»).

Французский исследователь «Человеческой коме-дии» современник писателя А. Вюрмсер считал, что Оноре де Бальзака «можно назвать предшественни-ком Дарвина», ибо «он разрабатывает понятие борь-бы за существование и естественный отбор». В произведениях писателя «борьба за существова-ние» — это погоня за материальными ценностями, а «естественный отбор» — принцип, согласно которому в этой борьбе побеждает и выживает сильнейший, тот, в ком холодный расчет убивает все живые человеческие чувства.

В то же время реализм Бальзака своими ак-центами существенно отличается от реализма Стен-даля. Если Бальзак, как «секретарь французского общества», «в первую очередь живописует его обы-чаи, нравы и законы, не чураясь психологизма, то Стендаль, как «наблюдатель человеческих характе-ров», в первую очередь — психолог. Материал с сайта

Стержнем композиции романов Стендаля неиз-менно является история одной личности, отсюда берет начало излюбленное им «мемуарно-биографическое» развертывание повествования. В романах Бальзака, особенно позднего периода, композиция «событийна», в ее основе всегда лежит случай, который и объединяет всех героев, вовлекая их в сложный круговорот действий, так или иначе свя-занных с этим случаем. Поэтому Бальзак-повест-вователь охватывает мысленным взором огромные пространства общественной и нравственной жизни своих героев, докапываясь до исторической правды своего века, до тех социальных условий, которые и формируют характеры его героев.

Наиболее наглядно своеобразие реализма Бальзака проявилось в романе писателя «Отец Горио» и в повести «Гобсек», связанной с романом некоторыми общими героями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • бальзак становление реализма
  • своеобразие реализма о. де бальзака
  • реализм бальзака
  • бальзак в реализме
  • о. де бальзак – «секретарь» при французском обществе.

Становление французского реализ­ма, начиная с творчества Стенда­ля, происходило параллельно с дальнейшим разви­тием во Франции романтизма. Показательно, что первыми, кто выступил с поддержкой и в основном позитивно оценил реалистические поиски Стендаля и Бальзака, были Виктор Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804-1876) – яркие представители французс­кого романтизма эпохи Реставрации и революции 1830 г.
В целом же следует особо подчеркнуть, что французский реализм, особенно в период его ста­новления, не был замкнутой и внутренне завер­шенной системой. Он возник как закономерный этап развития мирового литературного процесса, как составная его часть, широко используя и творчески осмысливая художественные открытия предшествующих и современных ему литературных течений и направлений, в частности роман­тизма.
Трактат Стендаля “Расин и Шекспир”, а также предисловие к “Человеческой комедии” Бальзака обозначили основные принципы бурно развивающе­гося во Франции реализма. Раскрывая сущность реалистического искусства, Бальзак писал: “Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы ее выражать”. В предисловии к “Темно­му делу” писатель выдвинул и свое понятие худо­жественного образа (“типа”), подчеркивая, прежде всего, его отличие от какой бы то ни было ре­альной личности. Типичность, по его мнению, отра­жает в явлении важнейшие черты общего, и уже только поэтому “тип” может быть лишь “созданием творческой активности художника”.
“Поэзия факта”, “поэзия реальной действитель­ности” стала благодатной почвой для писателей-ре­алистов. Ясным стало и главное отличие реализма от романтизма. Если романтизм в создании инобы­тия действительности отталкивался от внутреннего мира писателя, выражая внутреннее устремление со­знания художника, направленное в мир действитель­ности, то реализм, напротив, отталкивался от реаль­ностей окружающей его действительности. Именно на это существенное отличие реализма и роман­тизма обратила внимание Жорж Санд в своем пись­ме к Оноре де Бальзаку: “Вы берете человека таким, каким он представляется вашим взорам, а я чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть”.
Отсюда и разное понимание реалистами и роман­тиками образа автора в художественном произве­дении. Например, в “Человеческой комедии” образ автора, как правило, вообще не выделен как лич­ность. И это – принципиальное художественное ре­шение Бальзака-реалиста. Даже тогда, когда образ автора выражает собственную точку зрения – он только констатирует факты. Само же повествование, во имя художественного правдоподобия, подчеркнуто безлично: “Хотя г-жа де Ланже никому не поверяла своих мыслей, мы вправе предполагать…” (“Герцогиня де Ланже”); “Быть может, этот рассказ вер­нул его к счастливым дням жизни…” (“Фачино Кане”); “Каждый из этих рыцарей, если данные точны…” (“Старая дева”).
Французский исследователь “Человеческой коме­дии” современник писателя А. Вюрмсер считал, что Оноре де Бальзака “можно назвать предшественни­ком Дарвина”, ибо “он разрабатывает понятие борь­бы за существование и естественный отбор”. В произведениях писателя “борьба за существова­ние” – это погоня за материальными ценностями, а “естественный отбор” – принцип, согласно которому в этой борьбе побеждает и выживает сильнейший, тот, в ком холодный расчет убивает все живые человеческие чувства.
В то же время реализм Бальзака своими ак­центами существенно отличается от реализма Стен­даля. Если Бальзак, как “секретарь французского общества”, “в первую очередь живописует его обы­чаи, нравы и законы, не чураясь психологизма, то Стендаль, как “наблюдатель человеческих характе­ров”, в первую очередь – психолог.
Стержнем композиции романов Стендаля неиз­менно является история одной личности, отсюда берет начало излюбленное им “мемуарно-биографическое” развертывание повествования. В романах Бальзака, особенно позднего периода, композиция “событийна”, в ее основе всегда лежит случай, который и объединяет всех героев, вовлекая их в сложный круговорот действий, так или иначе свя­занных с этим случаем. Поэтому Бальзак-повест­вователь охватывает мысленным взором огромные пространства общественной и нравственной жизни своих героев, докапываясь до исторической правды своего века, до тех социальных условий, которые и формируют характеры его героев.
Наиболее наглядно своеобразие реализма Бальзака проявилось в романе писателя “Отец Горио” и в повести “Гобсек”, связанной с романом некоторыми общими героями.

Сочинение по литературе на тему: Реализм О де Бальзака

Другие сочинения:

  1. Но не случайно говорят: реализм Бальзака оказался умнее самого Бальзака. Мудрым есть тот, кто оценивает человека не согласно его политическим взглядам, а согласно его моральным качествам. И в произведениях Бальзака, благодаря старанию объективного изображения жизни, мы видим честных республиканцев – Read More ......
  2. Произведения Бальзака – это те произведения, к которым человек не раз будет возвращаться в течение жизни и воспринимать их как что-то новое и заново открыто для себя. По мнению Сенеки, жизнь измеряется не длиной, а содержанием. По-видимому, этими же критериями Read More ......
  3. Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции только что отзвучавшей революции и Просвещения. Связь его с просветителями, подготавливающими головы к предстоящей революции, можно наблюдать как в творчестве Read More ......
  4. Аристократическую частицу “де” писатель, как и его родители, самопроизвольно присоединил к своей фамилии. Переписка О. де Бальзака с Э. Ганской охватывает пять томов. Она была издана под общим заглавием “Письма к иностранке” (так подписывалась в первых своих посланиях к писателю Read More ......
  5. В свое время Достоевскому до­велось услышать немало упреков в свой адрес: почему он изобра­жает жизнь в столь резких столкновениях, конф­ликтах, даже катастрофах, не слишком ли он жес­ток в своем восприятии действительности, не много ли в его романах элементов случайности и Read More ......
  6. В жизни всегда есть место подвигам. М. Горький На становление и развитие реализма в русской литера­туре, несомненно, оказывали влияние течения, возникаю­щие в общем русле европейской литературы. Однако рус­ский реализм существенно отличается от французского, английского, немецкого и по времени своего возникнове­ния, Read More ......
  7. Реставрированная монархия Бурбонов рухнула в 1830 г. После июльской революции к власти во Франции пришли финансисты, банкиры, денежные воротилы. Они посадили на трон короля. Луи Филиппа, они распределяли министерские портфели и биржевые акции, они диктовали законы и направляли политический курс Read More ......
  8. Роман “Последний шуан, или Бретань в 1799 году” (в следующих изданиях Бальзак назвал его короче – “Шуаны”) вышел в свет в марте 1829 г. Это произведение Бальзак выпустил под своим настоящим именем. Он сумел передать в этом романе и воздух Read More ......
Реализм О де Бальзака