Беллини – непревзойденный мастер бельканто. Какие оперы написал беллини Жизненные перипетии Винченцо Беллини

Винченцо Беллини… одно из великих имен, которые вспоминаются в первую очередь, когда речь заходит об итальянском бельканто. Его оперы любят и исполнители, и публика – ведь в них столько прекрасных мелодий, а певцам они еще и дают возможность продемонстрировать во всей красе свой голос и вокальную технику.

О детстве Винченцо Беллини – уроженца Катании, сицилийского города – ходили легенды. Рассказывают, что в полтора года он уже пел арии… вряд ли это правда, но обстановка в семье действительно располагала к раннему проявлению таланта: отец возглавлял капеллу, а аристократические семьи нанимали его в качестве учителя музыки. Органистом и композитором был дед Винченцо, именно он стал для мальчика первым учителем. Свое первое произведение – церковный гимн «Tantum ergo» – Беллини создал в шестилетнем возрасте.

Винченцо мечтал стать композитором, как отец и дед, но для этого недостаточно домашнего обучения – необходимо консерваторское образование, а денег на него нет. К счастью, нашлась покровительница в лице герцогини Элеоноре Саммартино: ее стараниями талантливому юноше была назначена стипендия, и в 1819 г. Беллини начал учиться в Неаполитанской консерватории. Первого экзамена студенты ждали со страхом – по его результатам многих отчисляли, однако Беллини не только остался в консерватории, но и получил право учиться бесплатно.

Беллини обучался у Фурно, затем у Тритто и, наконец, у Дзингарелли. Последний был к нему несравненно более строг, чем к иным ученикам, поскольку сразу оценил талант молодого человека: «Этот сицилиец заставит мир говорить о себе», – утверждал он.

В годы учения Беллини пережил любовную драму. Предметом его любви стала дочь богатого синьора, в доме которого часто собирались любители музыки. Девушка – как и ее отец – прекрасно пела и играла на фортепиано, занималась живописью, писала стихи. Поначалу ее родители благосклонно относились к талантливому молодому композитору, но, заметив взаимную симпатию между ним и их дочерью, отказали молодому человеку от дома.

Но если личная жизнь Беллини была отмечена разочарованием, то профессиональная складывалась определенно удачно. Правда, он получил выговор за участие в движении карбонариев, но успехам в учебе это не помешало: в 1824 г. по результатам экзамена он удостаивается звания «лучшего маэстрино среди учащихся». Это давало право преподавать студентам младших курсов, жить в отдельной комнате, а главное – бесплатно посещать оперный театр. Особое впечатление произвела на молодого человека « » , и вскоре после знакомства с нею он создает первую свою оперу – «Адельсон и Сальвини». В следующем году – во время карнавального сезона – произведение с большим успехом было представлено в театре колледжа Сан-Себастиано. Среди восторженных зрителей был сам , чье одобрение много значило для Беллини.

После завершения учебы Беллини получает заказ от театра Сан-Карло и создает оперу «Бьянка и Фернандо». Уже в этом произведении проявились черты, которые станут «визитной карточкой» его стиля: нежность, лиричность мелодий, таких непосредственных и пленительных. На премьере присутствовал король, в таких случаях – по традиции – аплодисменты запрещались, но в данном случае монарх сам нарушил это правило, так силен был восторг, и испытал его не только король. Столь же триумфальным был успех следующей оперы – « », созданной Беллини для «Ла Скала». Эта опера стала первым произведением, созданным Беллини совместно с либреттистом Феличе Романи, с которым он сотрудничал еще не раз.

С 1827 по 1833 Беллини жил в Милане. В эти годы им создано немало опер, в том числе «Чужестранка», «Капулетти и Монтекки». Композитор поражает публику не только красотой мелодий, но и новаторством – например, в тех моментах, когда можно было бы ожидать речитатива, в его операх появляются ариозо. Планировал он создать оперу по драме Виктора Гюго «Эрнани», но отказался от столь опасного сюжета в пользу другого – более легкого и лиричного. Так родилась « » – единственная у Беллини опера-семисериа («полусерьезная»). Следует заметить, что, в отличие от многих итальянских композиторов-современников, Беллини не работал в жанре оперы-буффа, его стихией была лирика и трагедийность. Такой была и созданная в 1831 г. « », справедливо считающаяся вершиной его творчества. Ария заглавной героини Casta diva стала одним из самых совершенных образцов бельканто. Композитор, создавая ее, осознавал, насколько она сложна, и даже был готов исключить арию, если того пожелает Джудитта Паста – певица, для которой предназначалась партия Нормы. К счастью, трудности исполнительницу не испугали.

Последней оперой, созданной Беллини в сотрудничестве с Романи, стала «Беатриче де Тенда». Работа над нею была омрачена конфликтом композитора с либреттистом, не представившим либретто в срок. Успеха опера не имела.

В 1834 г. композитор посетил Лондон и Париж. В британской столице его оперы были приняты без особого восторга, но в Париже все сложилось удачно: Беллини заключил с Итальянским театром контракт на создание оперы. Так родилась опера « ». Премьера ее в 1835 г. стал истинным триумфом композитора, он даже удостоился Ордена Почетного легиона.

В Катании, где родился Винченцо Беллини, его имя носит оперный театр.

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено

Сын Розарио Беллини, руководителя капеллы и учителя музыки в аристократических семействах города, Винченцо закончил Неаполитанскую консерваторию «Сан-Себастьяно», став её стипендиатом (его учителями были Фурно, Тритто, Цингарелли). В консерватории он знакомится с Меркаданте (своим будущим большим другом) и Флоримо (своим будущим биографом). В 1825 году по окончании курса представляет оперу «Адельсон и Сальвини». Не сходившая со сцены в течение года, опера понравилась Россини. В 1827 году в миланском театре «Ла Скала» успех ожидал оперу Беллини «Пират». В 1828 году в Генуе композитор знакомится с Джудиттой Канту из Турина: их связь будет длиться до 1833 года. Прославленного композитора окружает большое число поклонниц, среди которых Джудитта Гризи и Джудитта Паста, его великие исполнительницы. В Лондоне вновь с успехом были поставлены «Сомнамбула» и «Норма» с участием Малибран. В Париже композитора поддерживает Россини, который даёт ему множество советов во время сочинения оперы «Пуритане», принятой необычайно восторженно в 1835 году.

Оперы: Адельсон и Сальвини (1825, 1826-27), Бьянка и Джернандо (1826, под названием Бьянка и Фернандо; 1828), Пират (1827), Чужестранка (1829), Заира (1829), Капулети и Монтекки (1830), Сомнамбула (1831), Норма (1831), Беатриче ди Тенда (1833), Пуритане (1835).

С самого начала Беллини сумел почувствовать то, что составляет его особую оригинальность: ученический опыт «Адельсон и Сальвини» дал не только радость первого успеха, но и возможность использовать многие страницы оперы в последующих музыкальных драмах («Бьянка и Фернандо», «Пират», «Чужестранка», «Капулетти и Монтекки»). В опере «Бьянка и Фернандо» (имя героя было изменено на Джердандо, чтобы не оскорблять короля из династии Бурбонов) стиль, ещё находящийся под влиянием Россини, уже смог обеспечить разнообразное сочетание слова и музыки, их нежное, чистое и непринуждённое согласие, которым отмечены и удачные речетативы. Широкое дыхание арий, конструктивная основа многих сцен однотипной структуры (например, финала первого действия), усиливающих по мере вступления голосов мелодическое напряжение, свидетельствовали о подлинном вдохновении, уже могучем и способном одушевить музыкальную ткань.

В «Пирате» музыкальный язык становится глубже. Написанная на основе романтической трагедии Мэтьюрина, известного представителя «литературы ужасов», опера была поставлена с триумфом и укрепила реформаторские тенденции Беллини, проявившиеся в отказе от сухого речетатива с арией, которая была полностью или в значительной мере освобождена от обычной орнаментики и разнообразно разветвлялась, изображая безумие героини Имоджены, так что даже вокализы были подчинены требованиям изображения страдания. Наряду с партией сопрано, начинающей ряд знаменитых «безумных арий», следует отметить и другое важное достижение этой оперы: рождение героя-тенора (в его роли выступал Джованни Баттиста Рубини), честного, красивого, несчастного, мужественного и загадочного. Как пишет Франческо Пастура, страстный поклонник и исследователь творчества композитора, «Беллини принялся за сочинение музыки оперы с усердием человека, который знает, что от его работы зависит его будущее. Несомненно, что с этого времени он начал действовать по системе, о которой поведал впоследствии своему другу из Палермо Агостино Галло. Композитор заучивал стихи наизусть и, запершись в своей комнате, громко декламировал их, «стараясь перевоплотиться в персонажа, который произносит эти слова». Декламируя, Беллини внимательно слушал себя; различные изменения интонации постепенно превращались в музыкальные ноты…» После убедительного успеха «Пирата», обогащённый опытом и сильный не только своим мастерством, но и мастерством либреттиста - Романи, внёсшим свой вклад в либретто, Беллини представил в Генуе переделку «Бьянки и Фернандо» и подписал новый контракт с «Ла Скала»; прежде чем ознакомиться с новым либретто, он записал некоторые мотивы в надежде затем «эффектно» развить их в опере. На сей раз выбор пал на роман Прево д’Арленкура «Чужестранка», переделанный Дж. К. Козенцей в драму, которая была поставлена в 1827 году.

Опера Беллини, поставленная на сцене знаменитого миланского театра, была принята с восторгом, показалась выше «Пирата» и вызвала длительную полемику по вопросу о драматической музыке, напевной декламации или декламационном пении в их отношении к традиционной структуре, державшейся на более чистых формах. Критик газеты «Альгемайне музикалише цайтунг» увидел в «Чужестранке» тонко воссозданную немецкую атмосферу, и это наблюдение подтверждает современная критика, подчёркивая близость оперы романтизму «Вольного стрелка»: эта близость проявляется и в загадочности главной героини, и в изображении связи человека с природой, и в использовании мотивов-реминисценций, служащих намерению композитора «сделать сюжетную нить всегда ощутимой и последовательной» (Липпман). Акцентированное произнесение слогов при широком дыхании порождает ариозные формы, отдельные номера растворяются в диалогических мелодиях, создающих непрерывный поток, «до чрезмерности мелодическую» последовательность (Камби). В целом есть что-то экспериментальное, нордическое, позднеклассическое, близкое по «тону к офорту, отливающему медью и серебром» (Тинтори).

Опера «Норма» была заказана композитору летом 1831 г. для миланского театра Ла Скала. В поисках сюжета Беллини обратился к трагедии А. Суме и Ж. Лефевра «Норма, или Детоубийство», которая была показана в Париже в апреле 1831 г. и имела триумфальный успех. Сюжет трагедии заимствован из истории Галлии времен ее покорения Римской империей, но истоками своими восходит к «Медее» Еврипида и «Велледе» Шатобриана (идея отмщения неверному возлюбленному убийством собственных детей). Трагедия привлекла композитора волнующим содержанием, яркими страстями, силой характеров. Центральная партия требовала великолепной певицы, которая кроме уникального голоса и безупречной техники обладала бы незаурядными актерскими, драматическими способностями.
Либретто «Нормы», как и других беллиниевских опер, начиная с «Пирата», писал Ф. Романи (1788 – 1865), которому удалось создать основу для подлинной музыкальной трагедии. Поскольку авторов беспокоило, что довольно распространенная фабула может вызвать у слушателей ассоциации с другими операми, в частности, «Медеей» Керубини и «Весталкой» Спонтини, Романи подверг существенным изменениям многие сцены и характеры французского оригинала. Музыку Беллини сочинял с сентября по ноябрь, премьера «Нормы» состоялась 26 декабря 1831 г. в миланской Ла Скала.
Опера оказалась на грани провала, так как певцы устали от напряженных репетиций, а многие новшества музыкального языка и драматургии насторожили слушателей. Однако уже на следующем спектакле успех стал расти, и «Норма» начала триумфальное шествие по музыкальным театрам Европы. Способствовали тому и политические причины: в Италии, охваченной освободительным движением, призыв к восстанию, отчетливо звучащий в произведении Беллини, находил особый отклик в сердцах патриотов.

После успехов опер «Капулетти и Монтекки», «Сомнамбула» и «Норма», несомненный провал ожидал в 1833 году оперу «Беатриче ди Тенда» по трагедии кремонского романтика К. Т. Фореса. Отметим по меньшей мере две причины неудачи: поспешность в работе и очень мрачный сюжет. Беллини обвинил либреттиста Романи, который в ответ обрушился с упрёками на композитора, что привело к разрыву между ними. Опера, между тем, не заслуживала такого возмущения, так как обладает немалыми достоинствами. Ансамбли и хоры отличаются великолепной фактурой, а сольные партии - обычной красотой рисунка. В какой-то мере она подготавливает следующую оперу - «Пуритане», помимо того что является одним из наиболее ярких предвосхищений стиля Верди.

В заключении приведём слова Бруно Кальи - они относятся к «Сомнамбуле», но значение их гораздо шире и приложимо ко всему творчеству композитора: «Беллини мечтал стать преемником Россини и не скрывал этого в своих письмах. Но он осознавал, как трудно приблизиться к сложной и развитой форме произведений позднего Россини. Гораздо более искушённый, чем принято его представлять, Беллини уже во время встречи с Россини в 1829 году увидел всю разделяющую их дистанцию и написал: «Я буду впредь сочинять самостоятельно, основываясь на здравом смысле, так как в пылу юности достаточно экспериментировал». Эта непростая фраза всё же ясно говорит об отказе от изысканности Россини ради так называемого «здравого смысла», то есть большей простоты формы».

Герцогиня обратилась с настойчивой просьбой к мужу, и тот порекомендовал Винченцо подать ему, губернатору провинции Катания, прошение о предоставлении стипендии, дабы помочь семье Беллини в расходах, необходимых для обучения их сына в Неаполитанской консерватории. То, чего не удавалось добиться в течение многих лет, решилось в несколько дней. В июне 1819 года Беллини был зачислен в консерваторию.

Через год состоялся экзамен, которого все ждали со страхом он должен был решить судьбу каждого из учеников - кто из них будет оставлен в Колледже, а кого отчислят. Испытание Винченцо выдержал блестяще и в качестве вознаграждения за успехи получил право продолжать учебу бесплатно. Это была первая победа Беллини.

Беллини поначалу занимался гармонией в классе маэстро Фурно. Но в начале 1821 года он перешел в класс Джакомо Тритто. И, наконец, начал 1822 год в классе опытнейшего наставника Дзингарелли.

«Дзингарелли, - вспоминал друг композитора Флоримо, - был с Беллини более строг, чем с другими учениками, и всегда советовал ему создавать мелодию - гордость неаполитанской школы». Маэстро хотел как можно полнее выявить исключительные способности своего необыкновенного ученика, старался путем упражнений как можно больше развить его особенности. Применяя свою систему, маэстро заставил Беллини написать около четырехсот сольфеджио.

В конце этого же года Беллини влюбился в дочь одного из тех синьоров, дом которого посещал раз в неделю вместе с некоторыми друзьями, собиравшимися там у рояля послушать музыку. Хозяин дома был судьей.

Он любил искусство и привил эту любовь своей дочери. В двадцать лет она хорошо играла на фортепиано, пела, писала стихи и рисовала. Это была любовь с первого взгляда. Поначалу Беллини удалось завоевать расположение родителей девушки - помогли музыка и пение, а также живой характер молодого катанийца и его прекрасные манеры. Но в итоге все завершилось печально - Беллини было отказано от дома - влюбленные разлучились навсегда.

1824 год начался с хорошего предзнаменования годичный экзамен Беллини выдержал, получив звание «лучшего маэстрино среди учащихся». Тогда же он сочинил свою первую оперу.

Премьера оперы «Адельсон и Сальвини» состоялась в театре колледжа Сан-Себастиано в карнавальный сезон 1825 года.

Лучшие дня

Опера, как и надеялся Беллини, прошла с успехом. «Она вызвала у неаполитанской публики решительный фанатичный восторг», - отмечает Флоримо.

К успеху у публики добавилась высокая оценка одного весьма значительного лица. На премьере «Адельсона», явно по приглашению Дзингарелли, присутствовал Доницетти. Он горячо аплодировал после каждой сцены. Когда же занавес опустился в последний раз, маэстро пришел на сцену к Беллини «и высказал ему такие похвалы, что до слез разволновал того».

Беллини завершил в 1825 году учебу в Музыкальном колледже и вскоре получил предложение, от которого у него дух захватило, - заказ на оперу для театра «Сан-Карло». Заказ этот - награда, которой Музыкальный колледж поощрял лучших учеников.

Сюжет для либретто был взят из модной в то время драмы «Карло, герцог Агридженто», но опера называлась «Бьянка и Фернандо».

Путь, пройденный от «Адельсона» к «Бьянке», был не столь уж долгим, но неповторимое беллиниевское своеобразие уже проявилось в характере музыки - «мягкой, нежной, ласковой, печальной, обладавшей к тому же своим секретом - способностью пленять сразу же, непосредственно, а не с помощью каких-то особых ухищрений... » Должно быть, тогда-то его учитель Дзингарелли и не удержался, сказав своим младшим ученикам «Поверьте мне, этот сицилиец заставит мир говорить о себе».

Для работы над «Пиратом», так называлась новая опера для осеннего сезона в «Ла Скала», Беллини располагал временем с мая по сентябрь 1827 года. Он работал с необычайным рвением, отлично сознавая, что от этой оперы зависит все его будущее.

Триумфальный прием, устроенный 27 октября 1827 года публикой «Ла Скала» «Пирату», стал своего рода дипломом почетного гражданства, которым Милан наградил Беллини. Миланцы считали, что крестили еще одного достойного композитора, и окончательно убедились в этом на втором представлении «Пирата».

«Красота «Пирата» раскрывается все больше и больше, по мере того, как слушаешь его снова и снова, - писала газета «И театри», - и, естественно, всё горячее становились аплодисменты, а автора вызывали на сцену, как и в первый вечер, трижды».

На открытии театра «Карло Феличе» в Генуе на приеме Беллини познакомился с одной молодой, прекрасной, приветливой синьорой с прелестными манерами. Синьора отнеслась к музыканту «с такой добротой», что он почувствовал себя покоренным. В жизнь Беллини вошла Джудитта Турина.

Светская жизнь в салонах и растущая слава не раз толкали Беллини на любовные приключения, которые он считал «поверхностными и недолгими». Но этот бурный роман, начавшийся в апреле 1828 года, длился аж до апреля 1833 года. Целые пять лет переживаний, ошибок, уверток, сцен ревности, душевных страданий (не говоря уже о финальном скандале в доме ее мужа) «украшали» эту связь, лишившую музыканта покоя, - позже он без колебания назовет всё это «адом».

16 июня 1828 года Беллини подписал контракт, по которому обязан был сочинить новую оперу для предстоящего карнавального сезона 1828- 1829 года в «Ла Скала». Совет прочитать роман Арленкура «Чужестранка» музыканту подал его преданный друг Флоримо. На этот сюжет Беллини и написал оперу.

Миланская публика ожидала «Чужестранку» также с большим нетерпением, может быть, даже с еще большим, нежели «Пирата». Такое нетерпеливое ожидание беспокоило Беллини, и он признался Флоримо «Это игральная кость, которую я слишком часто бросаю... » Он знал, что ставкой в подобной игре будет его репутация, приобретенная «Пиратом», и даже считал, что не способен больше «выдавить из себя какую-нибудь оперу после «Пирата», в Милане... »

Беллини с удовольствием сочинял эту оперу. Баркаролу, открывающую «Чужестранку», он написал за одно утро. Баркарола «очень нравится мне, - писал Беллини, - и если хор не сфальшивит, она произведет большое впечатление», тем более что «исключительно новое для Милана сценическое решение обеспечит успех... » Он имел в виду находку поэта, который разместил хористов в лодках; каждая группа поет свой куплет, и только под конец голоса сливаются в единый ансамбль.

Опера вызвала бурное обсуждение. Однако, несмотря на споры, а скорее благодаря им, «Чужестранка» продолжала идти в «Ла Скала» со все нарастающим успехом.

Во время сочинения новой оперы «Капулети и Монтекки», Беллини жил совершенно уединенно, он должен был много и упорно работать, лишь бы выполнить взятое на себя обязательство.

«Будет чудо, если я не заболею после всего этого... » - писал он синьоре Джудитге. Однако чуда не произошло. Болезнь свалила его, но композитор завершил оперу в срок.

Премьера «Капулети и Монтекки» состоялась 11 марта 1830 года. Триумф был такой, что - случай поистине редкий для прессы того времени - короткое сообщение о нем появилось в «Гадзетта привиледжата», официальном органе провинции, уже на следующий день.

И следующую оперу «Сомнамбулла» Беллини снова пришлось писать в кратчайшие сроки, но это не повлияло на качество музыки. Впервые «Сомнамбула» была показана 6 марта 1831 года. Успех был такой невероятный, что ошеломил даже журналистов. Любопытным представляется впечатление о «Сомнамбуле» М. И. Глинки. В своих «Записках» он вспоминает «В конце карнавала, наконец, явилась всеми ожидаемая «Сомнабула» Беллини. Несмотря на то, что она появилась поздно, невзирая на завистников и недоброжелателей, эта опера произвела огромный эффект. В немногие данные до закрытия театров представления Паста и Рубини, чтобы поддержать своего любимого маэстро, пели с живейшим восторгом во втором акте сами плакали и заставляли публику подражать им, так что в веселые дни карнавала видно было, как в ложах и креслах беспрестанно утирали слезы. Мы, обнявшись с Штеричем в ложе посланника, также проливали обильный ток слез умиления и восторга».

Некоторые рецензенты, говоря о последней сцене оперы, где Амина плачет над увядшими фиалками, называли ее шедевром. И подумать только, ведь Беллини чуть было не заменил эту кабалетту!

Называя эту сцену шедевром, критики видели в ней «новую форму бельканто». Доменико де Наоли, в частности, писал «Несмотря на отсутствие традиционных архитектонических принципов, несмотря на отказ от повторений, эта необыкновенной лирической красоты фраза поражает неслыханной, быть может, неповторимой в истории музыки цельностью. Каждая следующая нота возникает из предыдущей, как плод из цветка, всегда по-новому, всегда непредвиденно, иногда неожиданно, но всегда логично приводя к заключению».

Летом 1830 года Беллини заключил в Милане контракт с импресарио Кривелли, согласно которому должен был написать две оперы «без последующих обязательств». В письме от 23 июля, отправленном из Комо, Беллини сообщал, что выбор пал на «трагедию под названием «Норма, или Детоубийство» Суме, поставленную сейчас в Париже и имеющую шумный успех».

В центре событий жрица друидов, нарушившая обет безбрачия и к тому же преданная любимым человеком. Она хочет отомстить неверному и убить двоих детей, родившихся от их связи, но останавливается, обезоруженная великим чувством материнской любви, и предпочитает искупить вину, взойдя на костер вместе с тем, кто причинил ей столько зла.

Прочитав трагедию на французском языке, композитор пришел в восторг. Волнующий сюжет и яркие страсти покорили его.

Один из друзей Беллини, граф Барбо, утверждал, что музыка молитвы Нормы, которой суждено было превратиться в одну из самых ярких страниц мировой оперной классики, переписывалась восемь раз. Беллини и прежде нередко выражал неудовлетворенность сочиненной им музыкой, но при создании «Нормы» недовольство его проявлялось особенно. Композитор чувствовал, что способен написать лучше, может вложить в музыку всего себя, свою интуицию, душу, знание человеческого сердца. И в самом деле, образы героев, как главных, так и второстепенных, проявляются в опере не столько в действии, сколько в музыке.

Важнейшую роль во всей опере играет хор. В отличие от греческой трагедии, в «Норме» он включается в действие, ведя диалоги с солистами, как живой, активный персонаж, тем самым, обретая подлинную драматургическую функцию.

Репетиции оперы оказались трудными для всех певцов, ибо Беллини требовал от исполнителей полной самоотдачи. Маэстро настоял на том, чтобы провести репетицию и утром перед спектаклем, и в результате все были крайне изнурены.

Итогом такой огромной подготовительной работы было «фиаско, торжественное фиаско». Эти слова употребил Беллини, сообщая в тот же вечер, 26 декабря, об исходе первого представления «Нормы». Однако Беллини не уехал тотчас же, как написал Флоримо, а остался в Милане до Нового года, задержавшись, видимо, по совету друзей или втайне надеясь, что на последующих спектаклях «Норму» ждет лучшая участь. Так и случилось. 27 декабря, то есть спустя сутки, миланская публика аплодировала даже тем сценам, которым накануне вечером выразила свое неодобрение. С этого вечера «Норма» Беллини начала свое триумфальное шествие по музыкальным театрам мира. В первом сезоне прошло 39 представлений оперы.

Беллини мог спокойно отправляться в Неаполь и на Сицилию, чтобы обнять близких. Теперь он был вправе назвать «Норму» «своей лучшей оперой».

16 марта 1833 года состоялась премьера очередной оперы Беллини «Беатриче ди Тенда» в театре «Ла Фениче» в Венеции. Опера успеха не имела. В конце марта Беллини покинул Венецию, он отправился в Лондон, где присутствовал при триумфе своих опер «Пират» и «Норма» в лондонском «Кинге-театре». В августе того же года Беллини прибыл в Париж.

Здесь ему предложили контракт на оперу для Итальянского театра. В апреле 1834 года из множества разных сюжетов Беллини выбрал историческую драму Ансело, в которой рассказывалось об одном из эпизодов гражданской войны в Англии между пуританами, приверженцами Кромвеля, и сторонниками короля Карла Стюарта. Опера «Пуритане» - стала последним даром зрителям Беллини.

Вечером 24 января 1835 года, когда «Пуритане» были впервые показаны публике, Беллини довелось испытать новое и еще более сильное волнение. Композитор признался, что и на него самого опера подействовала как-то по-новому «Она прозвучала для меня почти неожиданно», - признается маэстро. И конечно, вновь вызвала неудержимый восторг зала. «Я и не думал, что она взволнует, и сразу же, этих французов, которые плохо понимают итальянский язык... - сообщал он дяде Ферлито, - но в тот вечер мне показалось, что я нахожусь не в Париже, а в Милане или на Сицилии».

Аплодисменты раздавались после каждого номера оперы. Очень горячо аплодировали первому акту и всему третьему, но больше всего оваций вспыхивало во втором акте, и репортерам пришлось отмечать факты, совершенно необычные прежде для парижских театров. Публику «заставили плакать» во время сцены сумасшествия Эльвиры.

Королева Франции Мария-Амелия уведомила Беллини, что приедет на второе представление оперы. Король Луи-Филипп по совету министра Тьера повелел наградить молодого музыканта Рыцарским крестом ордена Почетного легиона в честь его заслуг. Так завершился этот счастливый период творческой жизни Беллини. Казалось, ничто не предвещало трагедии. Однако в начале 1835 года Беллини почувствовал недомогание и слег в постель. 23 сентября 1835 года в предместье Парижа Беллини скончался от острого воспаления кишечника, осложненного абсцессом печени.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Винченцо Беллини

За карьеру композитора, более короткую чем у Моцарта, Винченцо Беллини дал миру несколько самых знаменитых оперных арий.

Ведущие сопрано всего мира с удовольствием исполняют его арии с стиле бельканто, вершиной которых является ария Нормы «Casta diva».

Игре на фортепиано Беллини начал обучаться в 5 лет

Винченцо Беллини родился 3 ноября 1801 года в сицилийском городе Катания. Его дедушка, Винченцо Тобия Беллини, был нанят местным дворянином в качестве композитора и органиста. Отец также был композитором.

Некоторые биографические документы описывают чуть ли не врожденный дар малолетнего Беллини: якобы он мог спеть арию в 18 месяцев. Скорее всего эти данные сильно преувеличены вследствие посмертной романтизации жизни композитора. Вполне вероятно, что он начал обучаться в 5 лет, и безусловно являлся талантливым учеником.

Первым преподавателем музыки для Винченцо стал дедушка. Успешность этого образования подтверждена церковным гимном «Tantum ergo», написанным Беллини в семь лет. В подростковом возрасте Винченцо вызвал ажиотаж в Катании. Родной город в конечном счете наградил его четырехлетней стипендией, чтобы он мог учиться в Неаполе в Real Collegio di Musica (ныне - Консерватория).

По прибытии в консерваторию в 1819 году Беллини был зачислен в первые классы, но через формальное прошение его перевели на год старше. А в январе 1820 года он успешно сдал экзамены по теории музыки и стал получать ежегодную стипендию, таким образом освободив средства, выделенные городом, и направив их на поддержку семьи. Достижения Винченцо становились все более значимыми. За время студенчества он завоевал уважение своих учителей, даже несмотря на то, что на пару со своим другом Франческо Флоримо получил выговор за участие в движении карбонариев – тайном обществе, подстрекавшем революцию 1820 года.

Юношеские впечатления Беллини от оперы

В январе 1824 года, после сдачи экзаменов, Винченцо был удостоен звания прима Маэстрино – должности, необходимой для получения права преподавания младшими курсами. Это позволило ему получить отдельную комнату для проживания, а также бесплатно посещать оперу по четвергам и воскресеньям. Так и состоялось знакомство Беллини с оперой «Семирамида».

После окончания консерватории Беллини сразу заработал контракт с королевским театром

Вайншток писал, что, возвращаясь со спектакля, Беллини был необычайно молчалив, а затем вдруг воскликнул: «Вы знаете, что я думаю? После Семирамиды нам бесполезно даже пытаться чего-либо добиться»

Можно считать, что это впечатление стало и своеобразным вызовом, подтолкнувшим Винченцо к работе над собственной оперой. После церемонии вручения дипломов в 1825 году Беллини закончил свою самую успешную студенческую работу – «Адельсон и Сальвини». Опера была основана на французском романе Франсуа Арно. Постановка, реализованная студентами в небольшом театре консерватории, вызвала восторг у публики, и продолжала ставиться каждое воскресенье в течение года. Этот успех принес, в свою очередь, контракт на написание оперы для королевского театра.

Начало творческого пути. Первые оперы Беллини


Опера Беллини «Бьянка и Гернандо»

Для нового произведения Беллини выбрал в качестве либреттиста молодого писателя Доменико Гилардони, который подготовил свое первое либретто «Бьянка и Фернандо». Но так как наследника престола звали Фердинанд, название пришлось сменить на «Бьянка и Гернандо». Премьера состоялась в театре Сан-Карло 30 мая 1826 года и прошла настолько успешно, что сам король нарушил обычай - никаких аплодисментов в зале в присутствии членов королевской семьи.

Через девять месяцев Доменико Барбайя, будучи распорядителем королевских театров, предложил Винченцо новый заказ на оперу для Ла Скала. Беллини провел с 1827 по 1833 годы в Милане, не занимая никакой должности в оперной компании, живя за счет дохода от своих композиций, за которые он получал несколько больше обычных сборов.

Для первого миланского проекта был назначен либреттист Феличе Романи, который стал для Беллини творческим партнером, обеспечив композитора либретто для всех последующих опер. Первое совместное произведение получило название «Пират».

Винченцо понравилось либретто, когда он понял, что история «представила несколько страстных и драматичных ситуаций …, что такие романтичные персонажи были в новинку для оперной сцены».

С другой стороны, Романи, известный своим пренебрежением к композиторам, так же проникся уважением к Беллини и даже шел ему на встречу, внося правки в свою работу.

За четыре года, проведенных в Северной Италии, соавторы создали четыре великих шедевра:

  • «Пират»
  • «Капулетти и Монтекки»
  • «Сомнамбула»
  • «Норма»
  • а также несколько других удачных работ.

Так в 1929 году состоялась премьера второй оперы для Ла Скала – «La straniera». Внимание критиков привлек уникальный стиль Беллини, а именно использование ариозо в местах, где обычно ожидается речитатив. Такой творческий выбор сделал композитора изобретателем нового оригинального голоса в мире оперы. Признание и успех обеспечили вход Винченцо Беллини в миланское общество, где он приобрел многочисленных друзей и покровителей.
В 1929 году состоялась премьера второй оперы для Ла Скала – «La straniera»

Работу над следующей оперой Беллини начал еще до премьеры «La straniera». Тем не менее заказ был срочный, и времени не хватало, много его было потрачено на споры по сюжету. В конечном счете выбор пал на «Заира» Вольтера, а сам продукт был соединен довольно поспешно. Эти проблемы, а также осведомленность общественности о них, привели к плохому приему оперы. Но неудача не остановила Беллини, а даже косвенно способствовала последовавшему успеху.
Опера «Капулетти и Монтекки»

Во время пребывания композитора в Венеции в 1830 году, где он адаптировал «Пирата» для певицы Джудитты Гризи, его попросили предоставить театру замену сорвавшейся опере.

За месяц Беллини, на основании уже существовавшего либретто, сочинил новую музыку, использовав часть переработанного материала «Заиры».

Новая опера «Капулетти и Монтекки» (на основе свободной интерпретации Шекспира) была тепло встречена в Венеции.

Жизненные перипетии Винченцо Беллини

Винченцо вернулся в Милан и заболел. Семья музыкантов старшего поколения, Поллини, заботилась о нем, став ему заменой родителей, пока композитор не встал на ноги.

В 1831 году он начал работу для одного из театров Милана. Хотя опера изначально обращалась к «Эрнани» Виктора Гюго, неизвестные обстоятельства внесли коррективы, и от идеи отказались в пользу более нежной темы. Так появилась «Сомнамбула». Дебют оперы в марте 1831 года стал триумфом. А 26 декабря того же года была представлена «Норма», встреченная гораздо прохладнее, но быстро получившая распространение и популярность во всей Европе.
Опера “Норма” быстро получила распространение и популярность во всей Европе

Во время работы над следующим произведением – « Беатриче ди Тенда», происходит ссора между композитором и Романи, задержавшим либретто настолько, что потребовалось вмешательство полиции. Последовал диалог в миланских и венецианских газетах между Романи и анонимным сторонником Беллини. В конечном счете многострадальную оперу ожидал более чем прохладный прием. Сотрудничество композитора и либреттиста закончилось, хотя есть основания предполагать, что конфликт был исчерпан, и они планировали совместную работу незадолго до смерти Винченцо.

В 1834 году Беллини посетил Лондон, чтобы проконтролировать постановки своих опер. Однако поездка не была удачной, и по тому, как были приняты произведения, и по компенсациям за них. Визит в Париж прошел гораздо лучше. Хотя у Беллини прежде не было ни одного контракта с франкоязычными оперными театрами, он заключил с одним из них соглашение, в результате которого появились «Пуритане».
В результате контракта с франкоязычным оперным театром появилась опера «Пуритане»

Художественным руководителем театра был Россини, который в некоторой степени восхищался музыкой Винченцо, но обозначил определенные проблемы относительно простоты. Для Россини музыка была зрелой и эмоционально окрашенной, но излишне «философской» за счет оркестровых оттенков и разнообразия. В конце концов Беллини вынужден был сосредоточиться на гармонии, как того желал Россини, так как понял, что французская аудитория, по сравнению с итальянской, больше интересуется музыкальной составляющей.
Беллини приняли в кавалеры Ордена Почетного легиона