Что можно увидеть в Каирском египетском музее? Главное здание гмии – ii Хелуанский музей восковых фигур

Комплекс, основанный в 1885-м году, обладает высочайшей концентрацией археологических экспонатов в мире. В этом музее находится более 100 тысяч артефактов, относящихся ко всем периодам египетской истории. Куда бы Вы не посмотрели — Вы увидите что-то интересное. Для того, чтобы осмотреть все сокровища этого фантастического места понадобиться несколько лет! Поскольку большинство людей приезжают в Каир всего на несколько дней — лучше сосредоточить своё внимание на самые популярные и важные для египетской истории экспонаты.

Египетский музей в Каире — видео

Каирский музей — фото

Для тех, кого впечатлили пирамиды , или здесь находится оригинал статуи фараона Джосера . Так же здесь есть небольшая статуэтка из слоновой кости, изображающая фараона Хеопса (единственное изображение фараона, сохранившиеся до наших дней) — создателя Великой пирамиды в Гизе. А прекрасная статуя его сына Хефрена — один из шедевров древнеегипетской скульптуры. Его защищает бог Гор в образе ястреба. В углу первого этажа скрываются несколько каменных фрагментов, которые были найдены прямо под головой Великого сфинкса. Это части церемониальной бороды и царской кобры, некогда украшавших статую.

Те, кто побывал в древнем городе Ахетатоне наверняка хотят увидеть зал, в котором находятся изображения фараона Эхнатона и Нефертити . Египтологи полагают, что создавая новую религию, Эхнатон хотел быть изображенным в мужском и женском обличии одновременно, как верховный создатель.

Помните фараона, преследовавшего Моисея и его народ в Синайской пустыне? Это Рамзес Великий. В Каирском египетском музее не мало его статуй (он правил 66 лет). Возможно, Вам захочется посмотреть ему в глаза в зале царских мумий — это непередаваемые ощущения.

Почти каждый, кто приезжает в Египет посещает , и в Каирском музее для них есть особенный отдел. Все хотят посмотреть сокровища гробницы Тутанхамона . Почти половина второго этажа египетского музея отдана под выставку этих бесценных артефактов. Здесь находится более 1 700 экспонатов, занимающих 12 залов! Здесь можно увидеть прекрасную статую Тутанхамона, стоящего на спине пантеры; великолепный трон из дерева, инкрустированный золотом и драгоценными камнями, на обратной стороне которого изображен фараон со своей молодой женой, которая приходилась ему сводной сестрой; так же можно увидеть золотые амулеты и саркофаги из чистого золота, а так же маленькие (38-сантимсетровые) золотые саркофаги, в которых хранились внутренности фараона. И, вероятно, главное сокровище Тутанхамона — золотая посмертная маска, которая покрывала лицо мумии. Сделанная из чистого золота маска, украшенная лазурью, привезенной с территории нынешнего Афганистана, — является одной из главных сокровищ египетского музея в Каире.

Каирский музей — режим работы, стоимость билетов

Посещать Каирский музей можно ежедневно с 9:00 до 17:00.

Стоимость билетов для посещения — 60 египетских фунтов. За посещение зала с мумиями дополнительно необходимо доплачивать примерно 10 долларов.

Каирский музей — как добраться, адрес

Адрес: Al Ismaileyah, Qasr an Nile, Cairo Governorate.

Египетский музей расположен в центре Каира. Добраться до него можно на метро — первая (красная) линия, станция Urabi.

Каирский египетский музей на карте

Египетский музей в Каире (Каир, Египет) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Египет
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Одним из наиболее интересных мест в Каире по праву считается Египетский музей, расположенный на площади Тахрир. Здесь собрано огромное количество египетских древностей, представляющих большой интерес. Осмотреть более 150 тысяч экспонатов за один день очень сложно, но постараться стоит. Кстати, здание Египетского музея тоже далеко не маленькое и насчитывает более 100 залов.

В 1835 году правительство страны было вынуждено создать «Службу древностей Египта», поскольку в это время расхищение гробниц фараонов достигло небывалого уровня. Многие местные жители жили исключительно за счет торговли древностями на черном рынке. Археологи зачастую ничего не могли сделать, поскольку за всеми новыми раскопками бдительно следили грабители. Кроме того, ценные экспонаты свободно вывозились из страны, поскольку никакого официального запрета на вывоз не существовало.

Эта чрезвычайная ситуация потрясла французского ученого Огюста Мариэтта. В 1850 году он приехал в Каир с единственной целью: любыми способами остановить расхищение исторических ценностей. Ему удалось основать в Булаке Египетский музей, который затем был перенесен в Гизу. Мариэтт настолько был предан своей профессии и Египту, что даже умер в этой стране. В 1902 году все экспонаты музея были перевезены в Каир, в здание, которое построил архитектор Марсель Дюнон. Во дворе музея установлен памятник знаменитому египтологу, а его прах заключен в гранитный саркофаг.

Ради сохранения египетских древностей французский ученый Огюст Мариэтт отказался от высокооплачиваемой работы в Лувре и уехал в Каир.

Сегодня в Египетском музее находятся уникальные экспонаты, возраст которых около пяти тысяч лет. Здесь посетители могут увидеть одиннадцать мумий фараонов, саркофаги, предметы искусства и быта и многие другие вещи из жизни древних египтян. Без сомнения, все экспозиции заслуживают пристального внимания. Но есть, конечно, и те, что пользуются особой популярностью у посетителей. Большой интерес вызывает гробница Тутанхамона, найденная в 1922 году. Захоронение Тутанхамона было единственным, которое не пострадало от рук грабителей. Археологи нашли очень много ценных вещей и сокровищ, принадлежавших фараону. Многие из них теперь можно увидеть в Египетском музее. Например, здесь хранятся три саркофага, один из которых выполнен полностью из золота и весит 110 кг.

В зале Египетского музея, где хранятся мумии фараонов, создан особый микроклимат.

Интересна и экспозиция предметов, относящихся ко времени правления фараона Эхнатона. Аменхотеп IV вошел в историю Египта благодаря своим реформам. Он повелел своему народу поклоняться лишь одному богу - Солнцу-Атону, а не множествам богов, как было в годы правления его предков. В честь солнца он даже взял себе новое имя - Эхнатон. После его смерти жрецы поспешили как можно быстрее вернуться к старым устоям жизни и приказали истребить все, что связано с Эхнатоном. Именно поэтому осталось крайне мало памятников, относящихся к этому периоду времени.

Адрес: Meret Basha, Qasr an Nile, Cairo

Находится построенный в неоклассическом стиле знаменитый Каирский музей, в основу которого положены экспонаты, собранные его первым руководителем, французом по национальности, Огюстом Мариеттом. Именно он открыл эту сокровищницу в 1858 году, причем вначале она располагалась совсем в другом здании, а уже в 1902 году построено нынешнее.

Каирский музей, экспонаты которого многочисленны, занимает сто залов. Приблизительно около ста тысяч раритетов, расположенных в хронологическом порядке, выставлено в нем. Посетители попадают в историю одной из самых древних земных цивилизаций, протяженностью более трех тысячелетий.

У самого входа их встречают огромные скульптуры фараона Аменхотепа III и Тии - его жены, которая вопреки традициям имеет ту же величину, что и статуя супруга.

Каирский национальный музей считается самым большим хранилищем экспонатов древнеегипетского искусства. Его жемчужина - это которая выставлена на втором этаже. Она была найдена в 1922 году в знаменитой Долине Царей, расположенной вблизи Луксора. Эта находка считается археологическим шедевром, сенсацией 20-го века, ведь могила данного фараона является единственной усыпальницей, которая не была разграблена и предстала перед людьми в своем первоначальном виде.

Перевозка сокровищ гробницы в Каирский музей длилась около пяти лет, настолько много их было: общее количество всех предметов больше трех с половиной тысяч, в том числе и драгоценности, домашняя утварь и украшения.
В нескольких залах, в которых выставлены сокровища усыпальницы, установлены четыре деревянных позолоченных ковчега, в которых в древности и хранился каменный саркофаг фараона Тутанхамона, и ныне находящийся в долине Царей. Каирский музей экспонирует три саркофага, один из которых, из чистого литого золота, весит 110 килограмм. Там же посетители могут увидеть юного правителя, которая, выполненная из того же драгоценного металла, она предельно точно воспроизводит лицо Тутанхамона.

Другое бесценное сокровище, которое экспонирует Каирский музей - это украшенный россыпью драгоценных камней позолоченный трон, на котором в свое время восседал этот фараон. На его подлокотниках изображены змеи, а по боковым частям сиденья - львиные головы. На спинке этого трона выполнена фигура самого Тутанхамона и его любимой жены. В той же коллекции выставлены на обозрение полуистлевшие сандалии и рубашка - то, во что был одет молодой фараон.

Совсем недавно Египетский, или Каирский, музей открыл зал, в котором находятся мумии других царей. Благодаря специально созданному микроклимату здесь можно увидеть Рамсеса II, Сети I, Тутмоса II - всего 11 фараонов.

Самый «дорогой» раздел музея - это произведения искусства, дошедшие до нас из так называемого Амарнского времени, когда Египтом правил «фараон-еретик» Аменхотеп IV, отец Тутанхамона. Именно он отрекся от множества богов своих предков и официально ввел в стране культ Атона. Благодаря его эстетическим требованиям зародилось новое, ранее небывалое художественное течение, которое, в отличие от сдержанного древнеегипетского канонического искусства, очень похоже на своеобразный экспрессионизм.

Вообще, в основе Каирского музея лежит организованная правительством Египта «Служба древностей», которая всячески препятствовала беспределу, царившему на месте Однако настоящим своим рождением Каирский музей обязан своему первому директору - египтологу Мариэтту, который приехал в Каир из Лувра с целью приобретения папирусов. Влюбленный в эту страну, Огюст Мариэтт остался здесь, посвятив свою жизнь созданию музея, который бы собрал в себе все сокровища, найденные на древней земле.

Его прах покоится там же, во дворе музея.


Зал 1. Искусство Древнего Египта.

Коллекция египетских подлинников поступила в музей от санкт-петербургского академика Владимира Семёновича Голенищева. В.С.Голенищев был учёным, археологом, он ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Параллельно он собирал коллекцию для себя. Санкт-петербургская коллекция собиралась во время раскопок, поэтому её предметы точно датированы, атрибутированы и привязаны к той или иной гробнице. А для себя В.С.Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Поэтому они были ни атрибутированы и ни датированы. Уже позже учёные определяли возраст памятников и принадлежность к той или иной гробнице по параллелям с другими подобными артефактами.

В 1909 году Голенищев разорился и был вынужден продать свою коллекцию. Но, несмотря на выгодные предложения из разных стран, учёный хотел, чтобы его коллекция осталась в России, поэтому он продал её за меньшую сумму императорской казне. Причём, первую половину суммы ему выплатили сразу, вторую обещали выплатить позже, да так никогда с учёным и не расплатились, как у нас в России водится.

Коллекцию решили отправить в Москву, потому что в Эрмитаже уже было собрание египетского искусства. В итоге, московская коллекция оказалась даже лучше, чем та, что выставлена в Эрмитаже. Она меньше по количеству предметов, но их качество значительно выше. Ведь В.С.Голенищев старался, чтобы каждая эпоха, каждое явление в египетской культуре, были представлены каким-либо предметом. Именно поэтому, собрание египетских древностей в ГМИИ хоть и компактнее, но лучше собрания Эрмитажа. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. И она стала первой коллекцией подлинников в музее.

Зал № 1, где сейчас экспонируются памятники Древнего Египта, специально перестроили под коллекцию В.С.Голенищева. Его собрание попало в музей, когда он ещё находился на стадии строительства.

Потолок поддерживают колонны в древнеегипетском стиле, имитирующие связки папируса. Вся архитектура зала восходит к одному из залов древнеегипетского храма. Чтобы представлять себе обстановку древнего святилища, Роман Иванович Клейн ездил в Египет, посещал и осматривал храмы. В частности, он обратил внимание на храм Амона в Луксоре и прежде всего ориентировался на него. Окна были завешены, потому что зал египетского храма не предполагал естественного освещения. Вверху, на потолке, помещается многократно повторенное изображение птицы с распростёртыми крылами, это образ богини неба Нут.


Потолок также расписан под звёздное небо.

Один из залов египетского храма фактически воспроизводил природу на берегах Нила, горы царственных папирусов.
И.В.Цветаев специально просил Р.И.Клейна сделать зал в таком стиле для того, чтобы посетитель не просто посмотрел отдельные предметы, но и проникся атмосферой Древнего Египта. К тому же, изначально музей планировали как учебный и его целью было дать студентам представление не только о живописи, скульптуре и мелкой пластике, но и об архитектуре.

О коллекции . Реэкспозиция в зале проходила несколько лет назад, в 2012 году. Некоторые памятники оказались в фондах, другие – наоборот, выставили. В настоящее время представлена примерно треть имеющейся коллекции, то есть большая часть египетских древностей находится в запасниках.

ПАМЯТНИКИ
Саркофаг и мумия Хор-Ха. Любопытно, что эту мумию никак не могут сфотографировать, рентгеновские снимки никогда не получаются. Мумия “не хочет” открывать свои тайны. Это мумия жреца Хор-Ха, он умер во 2 тысячелетии до н.э.

Мумия находится в горизонтальной витрине справа от входа в зал

Как египтяне бальзамировали мумию? Существует множество рецептов и все они, по сути, сводятся к одной и той же технологии: в боку мёртвого тела делали надрез. Эго делал специально обученный человек, которого называли «парасхист» (вспарыватель). Тело умершего человека считалось священным и поэтому, парасхиста, с одной стороны, нанимали родственники умершего и платили ему деньги за нанесение надреза на боку. С другой стороны, как только парасхист наносил надрез, он со всех ног убегал. Люди, которые его наняли, теперь бежали за ним и бросали в него камни за то, что он совершил такое святотатство.

Затем, через разрез доставали внутренности, которые промывали, помещали в специальные сосуды, наполненные бальзамирующими веществами. Такие сосуды есть в коллекции музея, они расположены в вертикальной витрине за мумией Хор-Ха, в углу, почти напротив входа в зал).


Все полости в теле также заполняли бальзамирующими веществами. Тело помещали в «натрон» – некое подобие соды. Натрон вытягивал из тела всю влагу и начинался процесс мумификации. Тело было иссушено, поэтому уже не могло истлеть. Его повивали льняными бинтами и помещали в саркофаг.

Саркофаг жреца Хор-Ха не самый лучший и не самый красивый в коллекции. Самый лучший – это саркофаг Маху.

Саркофаг Маху.



Он повторяет форму мумии, гробница сужается к ногам. На саркофаг всегда помещалась маска, которая должна была обозначать лицо умершего. Именно обозначать, а не изображать. Потому что в независимости от того, кого хоронили – старика, девушку, женщину, человека молодого или старого – маска всегда была одинаковая. Лицо маски рисовали с широко раскрытыми глазами, подчёркнутыми чёрной или тёмно-синей краской.

Египтяне верили, что когда душа вновь соединится с телом, то она должна войти в саркофаг именно через глаза. Для этого тело сохраняли, мумифицировали.

Саркофаг Маху – блестящий образец древнеегипетского искусства. Он выполнен из дерева, этот материал очень высоко ценился в Древнем Египте, дерева было немного. Чёрный цвет саркофага подчёркивает сияние позолоты. Позолота, тонкость проработки деталей свидетельствует о том, что это саркофаг очень богатого человека, выполненный лучшими мастерами.

Несомненно, лучшими египетскими мастерами выполнялись и деревянные статуи Аменхотепа и его жены Раннаи. Эти фигуры, с одной стороны, соединяют традиции египетского искусства.

Аменхотеп и его жена, «певица Амона», Раннаи - жрецы храма бога Солнца.

Египтяне всегда изображали людей в застывшей позе широкого шага с прямыми ногами. Это не совсем живоподобно, ведь во время ходьбы колени сгибаются. Здесь ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела и прижаты к нему. Левая рука Раннаи согнута в локте и тоже прижата к телу. Правило здесь сочетается с очень тонким психологизмом. Фигура мужчины высокая, он широкоплечий. Он уверенно шагает, его голова высоко поднята и открыта. Он жрец, поэтому не носит парика и волосы не затемняют лицо, оно ярко освещено. Он чуть-чуть поворачивает голову влево. Он как будто сопротивляется правилу, согласно которому изображаемый должен был смотреть прямо перед собой. Фигура его жены тонкая, хрупкая, она мелко семенит ногами в своём узком платье, в противоположность широкому шагу мужа. Её лицо чуть приопущено, на лицо падает тень от волос. С правой стороны волосы не сохранились, но они тоже были. На лице женщины появляется мечтательное, загадочное выражение. Именно так египтяне представляли себе идеального мужчину и идеальную женщину. Мужчина – сильный и решительный, женщина – хрупкая, тонкая, загадочная. И в этом прелесть египетского искусства. С одной стороны, оно имеет строгие правила, с другой – внутри этих правил может быть очень тонкая и изысканная психологическая характеристика.

Кроме дерева египтяне очень любили слоновую кость, а ещё больше – камень.
Косметическая ложечка. Шедевр музея – маленькая костяная ложечка, она известна на весь мир. Это тончайшая работа из слоновой кости. Ложечка предназначается для косметики.



Она представляет собой шкатулку для хранения косметических средств, её можно открыть. Шкатулка выполнена в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Кроме раскрашенной и нераскрашенной слоновой кости здесь использовано буковое дерево, из этого материала сделан паричок у девушки. Такая тонкая, изящная вещь, возможно, употреблялась в быту богатых людей, а возможно, была ритуальной. Происходит она, конечно, из гробницы.

Особенностью древнеегипетской культуры в том виде, в котором она до нас дошла, является то, что предметы происходят не из домов или из дворцов, а именно из гробниц. Это то лучшее., что египтяне хотели взять с собой в загробное царство.

Здесь также представлена эпоха Среднего Царства в египетском искусстве. Название говорит о том, что это середина существования древнеегипетского царства – 2-ое тысячелетие до н.э. В это время особое внимание в египетском искусстве уделяется портретным изображениям.

Скульптуры Аменемхета III интересны тем, что их сохранилось достаточно много.

Фараон правил достаточно долго, он основал фаюмский оазис в Египте. Его изображали неоднократно, в разном возрасте, его изображение можно найти в разных музеях – в берлинском, в Эрмитаже. По его портретам можно наблюдать, как внешность фараона менялась с возрастом. В ГМИИ Аменемхет III представлен не стариком, но и не молодым человеком. Если присмотреться, то можно заметить мешки под глазами, тяжёлые, нависшие веки, морщинистые губы, то есть фараон далеко не юн. Но его голова присоединена к телу молодого и сильного юноши, так как фараон в Древнем Египте считался богом и олицетворением Египта и всегда должен был изображаться сильным и молодым. Поэтому здесь, с одной стороны присутствует портретное изображение, а с другой, обожествление фараона, представленного в теле молодого и сильного юноши, который ничем от богов не отличается.

На этом разговор о египетском искусстве можно заканчивать, мы увидели шедевры зала. Если есть время, можно показать рельеф начальника сокровищницы Иси. (Рельеф. Известняк. Середина 3-го тыс. до н. э.)

Существуют несколько рельефных изображений казначея фараона Иси. Следует подчеркнуть, что при изображении человека египтяне пользовались строгими правилами. Плечи человека развёрнуты в фас, голова имеет сложный поворот. В действительности, совершенно невозможно свернуть глаз так, как он изображён. Человек смотрит прямо на нас, то есть глаз изображён в фас, при этом голова повёрнута в профиль. Такое изображение показывало, что изображённый человек живой, что он способен к движению.

Когда египтяне изображали мумию, не живое тело, то в композициях, посвящённых погребению, мумию изображали либо строго в фас, либо строго в профиль. Сложное изображение казначея Иси подчеркивало, что человек живой, поэтому и собирали разные точки зрения. То, что для нас считается нереалистичным, с их точки зрения было совершенным реализмом, указанием на то, что это живой человек.

Египетский музей (Национальный Музей) расположен в самом центре Каира, на площади Тахрир. Его иногда называют Национальным музеем, но это неверно. Национальный музей, то есть музей египетской цивилизации, экспозиция которого отражала бы все периоды истории страны, существует пока лишь на бумаге. А почти все экспонаты Египетского музея относятся ко времени правления фараонов — династическому периоду и только некоторые из них — к греко-римскому.

Нам очень крупно повезло! Накануне вечером Майя встретилась в холле нашего отеля с подъехавшей за посылочкой из Шарма Олой, с которой мы созванивались время от времени все три дня по приезду, но все никак не могли найти удобное для нас всех время для встречи (то мы поздно из Алекса вернулись, то еще что-то). При этом, слыша безупречный русский в телефонной трубке, я как-то ласково назвала ее «Олечка». Вежливо и с улыбкой моя собеседница сказала - нет, я - Ола. Я - египтянка. Это уже потом мы узнали, что Ола (госпожа ….полное имя на визитке) - лучший гид Каирского музея, преподаватель каирского университета, настоящей знаток египетской культуры и истории, получившая образование в Ленинграде.
В общем, передавать посылочку на ресепшн отеля пошла обаятельная Майя. В результате их встречи милая Ола задвинула все свои планы следующего дня и решила побаловать себя (да-да - именно так она и сказала!) возможностью пообщаться с двумя столь милыми россиянками - и предложила (совершенно бесплатно, кстати) провести экскурсию по Каирскому музею только для нас двоих!

Итак, утром за нами

заехал Рэй и отвез до площади Тахрир, отку да мы не спеша пошли к музею вниз под горочку….С Рэем мы договорились созвониться позже, когда наша программа «духовного насыщения» музеем будет завершена

Во внутреннем дворе музея установлены несколько скульптур, самой знаменитой из которых является скульптура сфинкса,
расположенная практически перед фасадом здания,

около сфинкса - небольшой бассейн с голубоватыми цветами нильского лотоса, где бьют маленькие фонтанчики - это очень красиво.



В музее и возле него кроме туристов практически всех национальностей, много веселых каирских школьников, которых учителя привели знакомиться с историей своей страны.

Поскольку мы пришли немного раньше назначенного времени встречи с Олой - немного походили по внутреннему дворику музея, сделали несколько фото, а потом пошли сдавать фотоаппараты в камеру хранения - увы, уже несколько лет фотографировать в музее запрещено. Поэтому особо любознательным предлагаю парочку неплохих ссылок, в которых можно посмотреть экспонаты музея:

(Особенно хороши фото экспонатов музея на второй ссылочке! Сэнкс at Bluffton University!!!)
Мы договаривались встретиться с Олой возле большого сфинкса, охраняющего вход в музей. А вот и она! Лично я была очарована с первого взгляда - красивая, по мальчишески стройная с короткой стрижкой на ярких каштановых волосах, стильно по-молодежному одетая - никаких тебе платков покрывающих голову и бесформенных одежд - совершенно европейская девушка в модных брючках и обтягивающем стройную фигурку свитерочке. А чуть позже, уже в музее, выяснилось, что Ола в профиль просто поразительно похожа на молодого царя - Тутанхамона!
Привет! Зовет она нас и машет рукой. Привет! Ощущение такое, что мы встретили давнюю подругу - сразу «на ты», сразу полный комфорт в общении.
Более интересной, наполненной, эмоционально окрашенной экскурсии, чем та, которую провела для нас Ола, я не припомню за всю свою жизнь ни в одном посещенном ранее мною музее!

В Египетском музее более ста залов, на его двух этажах размещено более ста тысяч экспонатов. Экспозиция музея в целом выдержана в хронологическом порядке. Благодаря Оле наша экскурсия была по-хорошему динамичной, мы под ее опытным руководством уделили максимум внимания самым-самым ключевым моментам и ничуть не устали от обилия информации.

Из того, что особо запомнилось:

Монументальная статуя хозяина одной из трех великих пирамид Гизы - фараона Хефрена Khafre (Chephren). Поразительно с каким мастерством скульптор высек эту статую из одного из сложнейших материалов - сверхпрочного черного базальта! Эта скульптура одно из «кА» фараона облечена всеми признаками верховной власти - накладная борода, он сидит на троне, ножки которого выполнены в виде львиных лап, голову фараона сзади бережно обнимает сокол - воплощенное божество - Хор.



- оригинал «кА» фараона Джосера - той самой скульптуры, заточенной в сердабе возле пирамиды этого фараона в Саккаре (копию то мы уже видели и сфотографировали вчера во время нашей поездки в Саккару)


- сидящие царевич Рахотеп и Нефрет, его жена. Скульптуры изготовлены из песчаника и раскрашены. Особо поражают воображение глаза - они выполнены из кварца - с особой точностью - видны и радужка и зрачки. Фигуры искусно раскрашены - смуглого Рахотепа оттеняет более светлая и нежная Нефрет, округлость ее форм подчеркивает облегающая белая одежда

- деревянная статуэтка — вельможи Каапера, которую нашли в Саккаре, в середине XIX в. Увидев ее, рабочие, принимавшие участие в раскопках, воскликнули: «Да это же наш староста!» Так и вошла она в каталоги под названием «Деревенский староста» («Шейх аль-баляд»)

Внимательно вглядываемся в лицо одной из самых загадочных персон древнего Египта - это женщина-фараон - Хатшепсут. Ее скульптурное изображение имеет все традиционные символы высшей власти, включая бороду. Тут даже есть ее изображение в виде сфинкса -


Впечатляет зал с экспонатами так называемого амарнского периода— времени правления фараона-еретика Эхнатона. В искусстве древнего Египта это был период реализма: потрясающие фрески с птицами, жанровыми сценками напрочь лишены более поздних канонов - и прелестны своей искренностью.

Каменный Эхнатон, который выглядит весьма непривлекательно, даже уродливо, с маленькой головой и большим животом. Ни раньше, ни позже амарнского периода скульптор не рискнул бы изобразить так всемогущего фараона, даже если бы сходство с оригиналом было стопроцентным

Алебастровая головка — прекрасной Нефертити -
жены Эхнатона

Кстати, я была потрясена предположением некоторых ученых о том, что в действительности некоторое время после мнимой смерти Эхнатона (!) Египтом правила его жена - Нефертити - она же позировала скульпторам в роли своего мужа - именно поэтому фигура фараона имеет столь женственную фигуру с большими бедрами - да и сходство в лицах явно прослеживается. Еще более смелым является гипотеза о том, что знаменитый пророк Моисей - это никто иной, как бежавший на Синай от идеологического преследования за свои преобразования Эхнатон!

По мраморной лестнице поднимаемся на второй этаж музея - ядром коллекции здесь являются сокровища гробницы Тутанхамона, которая была найдена в 1922 г. в Долине царей в Луксоре практически не разграбленной. Коллекция и в самом деле велика и потрясает воображение - конечно же - знаменитая Золотая посмертная маска Тутанхамона (которую мы все-таки по-шпионски запечатлели фотиками своих мобильных), два его гроба, статуя Тутанхамона (вот около нее мы и замечаем - насколько наша очаровательная Ола похожа ликом на этого фараона), позолоченный трон, скульптура бога Анубиса в виде лежащего шакала, золотые украшения и прочая утварь из гробницы. Еще в коллекции представлена полуистлевшая одежда, в которую был одет Тутанхамон - сандалии, рубашка и даже трусы….почему то становится, мягко говоря, не по себе, глядя именно на обычные, бытовые предметы из этой гробницы.

На втором этаже музея также находятся Фаюмские портреты, которые были найдены в конце XIX в. во время раскопок римского некрополя в оазисе Фаюм, представляют собой восковой рисунок на деревянной доске. Они рисовались с натуры, при жизни висели в доме, а после смерти клались поверх мумии. Изображения людей на них абсолютно реалистичны.

Я в свое время впервые «познакомилась» и была очарована фаюмскими портретами в Пушкинском музее в Москве, благодаря великолепной постоянной экспозиции музея, посвященной древнему Египту (коллекция составлена страстным египтологом князем В.С. Голенищевым). Кстати, до сих пор страстно обсуждается вопрос, был ли вывоз артефактов из Египта цивилизованной формой грабежа или единственным способом сохранить их. Ученые склоняются к последнему: в тот момент, когда стали открываться захоронения фараонов, они рисковали быть разграбленными и разрушенными невежественными кладоискателями. Хотя известно, что первые грабители проникли в гробницы тысячелетия назад, задолго до современных воров
В общем, программа культурного насыщения состоялась - время к обеду - возникло пока еще легкое чувство голода, желание попить пивка, а главное теперь уже просто поболтать. Ола предлагает нам зайти в хорошо известное ей кафе, которое находится поблизости.

Арт-кафе (café Estoril)

Это чудесное кафе находится совсем недалеко от музея и является одним из мест, где собирается богема Каира - художники, искусствоведы и вообще люди не чуждые тяги к прекрасному. Я специально взяла визитку этого кафе и сообщаю адрес для тех счастливцев, у кого в планах стоит посещение Каира: это находится в переулочке, уходящем от улицы Tallat Harb в районе дома номер 12 на улочку Kasr el Nil, дом 13. Для совсем непонятливых написано - в здании торгового центра, расположенного за офисом Air France и телефон кафе: 574 31 02. В общем - заходите - не пожалеете! Уютная обстановка, приятная прохлада в жаркий день, прекрасные картины на стенах - работы знакомого художника Олы по имени Осман, который, конечно же, тоже учился своему мастерству в России!