Почему андрей соколов герой. Образ и характеристика андрея соколова в рассказе судьба человека шолохова сочинение. VI. Анализ рассказа


«Судьба человека» М.А.Шолохова – одно из самых берущих за душу произведений о Великой Отечественной войне. В этом рассказе автор передал всю суровую правду жизни военных лет, все тяготы и потери. Шолохов повествует нам о судьбе необычайно мужественного человека, прошедшего всю войну, потерявшего семью, но сумевшего сохранить своё человеческое достоинство.

Главный герой – Андрей Соколов, уроженец Воронежской губернии, обычный работяга.

В мирное время он работал на заводе, потом шофёром. Имел семью, дом – всё, что нужно для счастья. Соколов любил свою жену и детей, видел в них смысл жизни. Но семейную идиллию разрушила неожиданно нагрянувшая война. Она разлучила Андрея с самым важным, что было у него.

На фронте на героя выпало много тяжелых, мучительных испытаний. Он был дважды ранен. При попытке доставить снаряды для артиллерийской части попал в тыл вражеской армии и был взят в плен. Героя довели до Познани, расположили в лагере, где обязали рыть могилы для погибших солдат. Но даже в плену Андрей не падал духом. Он вел себя мужественно и достойно. Характер настоящего русского мужчины позволил ему вытерпеть все испытания, не сломаться. Однажды, роя могилу, Андрею удалось сбежать, но, к сожалению, безуспешно. Его нашли сыскные собаки в поле. За побег герой был жестоко наказан: избит, искусан псами и переведен в изолятор лагеря на месяц. Но даже в таких страшных ситуациях Соколов смог выжить, не потерять человечности.

Героя долгое время водили по Германии: он трудился в нечеловеческих условиях на силикатном заводе в Саксонии, на угольной шахте в Рурской области, на земляных работах в Баварии и в бесконечном множестве других мест. Военнопленных ужасно кормили, постоянно избивали. Уже к осени 1942 года Соколов похудел более чем на 36 килограмм.

Автор ярко показывает мужество героя в сцене допроса его начальником лагеря Мюллером. Немец пообещал лично расстрелять Соколова за ужасное высказывание: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Будучи на волоске от смерти герой открыто высказывает своё мнение по поводу очень тяжелых условий труда и жизни для пленных. Он уже приготовился к смерти, собрался с духом, но настроение палача резко переменилось в более лояльную сторону. Мюллер поразился храбрости русского солдата и сохранил ему жизнь, ещё и дав с собой в блок маленькую буханочку хлеба и кусочек сала.

Через некоторое время Андрея назначили водителем инженер-майора немецкой армии. На одном из заданий Соколов сумел сбежать к своим, прихватив и «толстяка». В этой ситуации солдат проявил находчивость, смекалку. Он доставил документы майора в штаб, за что его пообещали наградить.

После окончания войны жизнь главного героя не стала легче. Он потерял семью: при бомбежке авиазавода бомба попала в дом Соколовых, а жена и дочки в этот момент были дома, сын Анатолий в последний день войны погиб от вражеской пули. Андрей Соколов, потерявший смысл жизни, вернулся в Россию, поехал в Урюпинск к демобилизованному приятелю, где и поселился, нашел работу и хоть как-то начал жить по-человечески. Наконец, в жизни героя начала прорисовываться белая полоса: судьба послала мужчине маленького сироту, оборвыша Ванюшку, который во время войны так же потерял всех близких.

Остается только надеяться, что дальнейшая жизнь Андрея наладилась. Бесконечного уважения, любви и восхищения достоин главный герой произведения «Судьба человека».

Обновлено: 2018-02-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В русской литературе много произведений, рассказывающих о Великой Отечественной войне. Ярким примером является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека», где автор дает нам не столько описание войны, сколько описание жизни простого человека в тяжелые военные годы. В рассказе «Судьба человека» главные герои не исторические личности, не титулованные чиновники, ни прославленные офицеры. Они обычные люди, но с очень непростой судьбой.

Главные герои

Рассказ Шолохова небольшой по объему, он занимает всего десять страниц текста. И героев в нем не так уж и много. Главным героем рассказа является советский солдат – Андрей Соколов. Все, что происходит с ним в жизни, мы слышим из его уст. Соколов является рассказчиком всего повествования. Его названый сын – мальчик Ванюша – играет в рассказе важную роль. Он завершает печальную историю Соколова и открывает новую страницу его жизни. Они становятся неотделимы друг от друга, поэтому отнесем Ванюшу к группе главных героев.

Андрей Соколов

Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова. Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa?

Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.

Много пришлось пережить Соколову: и голод, и плен, и потерю семьи, и смерть сына в день окончания войны. Но все он вытерпел, все пережил, потому что имел сильный характер и железную силу духа. «Нa то ты и мужчинa, нa то ты и солдaт, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нуждa позвaлa», – говорил сам Андрей Соколов. Его русский характер не позволил ему сломаться, отступить перед трудностями, сдаться врагу. Он вырвал жизнь у самой смерти.
Все лишения и жестокости войны, которые перенес Андрей Соколов, не убили в нем человеческие чувства, не очерствили его сердца. Когда он встретил маленького Ванюшу, такого же одинокого, как и он, такого же несчастного и никому не нужного, он понял, что может стать его семьей. «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети», – решил Соколов. И стал для бездомного мальчика отцом.

Шолохов очень точно раскрыл характер русского человека, простого солдата, воевавшего не за звания и ордена, а за Родину. Соколов – один из тех многих, которые сражались за страну, не жалея своей жизни. В нем воплотился весь дух русского народа – стойкого, сильного, непобедимого. Характеристика героя рассказа “Судьба человека” дана Шолоховым через речь самого персонажа, через его мысли, чувства, поступки. Мы идем вместе с ним по страницам его жизни. Соколов проходит сложный путь, но остается человеком. Человеком добрым, сочувствующим и протягивающим руку помощи маленькому Ванюше.

Ванюша

Мальчик лет пяти-шести. Он остался без родителей, без дома. Отец его погиб на фронте, а мать убило бомбой, когда ехали в поезде. Ходил Ванюша в оборванной грязной одежде, а ел то, что подадут люди. Когда он встретил Андрея Соколова, то потянулся к нему всей душой. “Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!” – со слезами на глазах кричал обрадованный Ванюша. Он долго не мог оторваться от отца, видимо, боялся, что потеряет его снова. Но в памяти Ванюши сохранился образ настоящего отца, он помнил кожаный плащ, который тот носил. И Соколов говорил Ванюше, что, наверное, потерял его на войне.

Два одиночества, две судьбы переплелись теперь так крепко, что не разлучить их уже никогда. Герои «Судьбы человека» Андрей Соколов и Ванюша теперь вместе, они одна семья. И мы понимаем, что жить они будут по совести, по правде. Они все выстоят, все переживут, все смогут.

Второстепенные герои

В произведении существует и ряд второстепенных героев. Это жена Соколова Ирина, его дети – дочери Настенька и Олюшка, сын Анатолий. Они в рассказе не говорят, они незримы для нас, о них вспоминает Андрей. Командир автороты, чернявый немец, военврач, предатель Крыжнев, лагерфюрер Мюллер, русский полковник, урюпинский друг Андрея – все это герои рассказа самого Соколова. У некоторых нет ни имени, ни фамилии, потому как они являются эпизодическими героями в жизни Соколова.

Реальным, слышимым героем здесь является автор. Он встречается с Андреем Соколовым на переправе и является слушателем истории его жизни. Именно с ним ведет разговор наш герой, ему он рассказывает свою судьбу.

Тест по произведению

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был опубликован впервые в 1956 году. Сюжет произведения основан на реальных фактах. История, услышанная автором от бывшего фронтовика, стала рассказом о трудной судьбе человека. Главный герой рассказа испытал на себе все ужасы прошедшей войны.

История жизни Андрея Соколова начинается с довоенных лет. Молодой человек женился и со временем в его семье появились дети: сын и две дочери. Жили они дружно и счастливо. Война, принесшая горе миллионам людей, вторглась и в жизнь Соколовых. Главу семьи уже на второй день войны призывают в армию. Супруга, не желавшая отпускать мужа на войну, просто повисла на нём. Тогда Андрею пришлось силой оторвать её от себя и оттолкнуть. Позже, когда он будет вспоминать об этом дне, он будет корить себя за эту грубость.

За четыре года войны многое пришлось пережить Соколову. На фронте, как и в мирной жизни, он был шофёром. В плен он попал после того, как в его машину угодил вражеский снаряд. Андрей получил ранение и был контужен. В плену на его долю выпало столько тяжёлых испытаний, что хватило бы на несколько человеческих жизней. Героя рассказа переводили из лагеря в лагерь. И в каждом лагере его ожидали тяжелейшие условия выживания и тяжёлый, изнуряющий труд.

Но что-то держало на этом свете, когда рядом умирало столько людей. В самые трудные минуты испытаний у него перед глазами возникал образ супруги и детей. Наверное, это и придавало ему сил для того, чтобы всё преодолеть и вернуться домой живым. Однажды, в запальчивости, Соколов высказал вслух своё недовольство условиями жизни в лагере. Кто-то донёс на него. Эти слова были переданы администрации лагеря. Герой был вызван комендантом лагеря.

Неизвестно, как поступил бы на месте Андрея кто-то другой, но Соколов держался с достоинством. Храброго фронтовика в счёт поощрения назначили водителем у военного инженера. И в голове героя созрел план побега. Первый его побег из лагеря был неудачным, его поймали и поместили в карцер на целый месяц. Во второй раз Соколов захватил в плен военного инженера и на машине, на которой он возил своего начальника, пересёк линию фронта.

За побег из плена с захваченным «языком» Андрея поощрили кратковременным отпуском. Он поехал на родину. Всю дорогу он думал о встрече с семьёй. А приехав на место, увидел вместо своего дома огромную воронку от бомбы. Супруга и две его дочери погибли. Герой возвратился снова на фронт. Его душу греет только то, что его сын, воюющий где-то на фронте, жив и здоров. Соколов только и грезил о встрече с сыном. Но встреча не состоялась. Его сын погиб в самом конце войны.

Убитый горем Андрей не стал возвращаться в родные места, где у него не было уже ни дома, ни родных. Он уезжает в другую местность и устраивается на работу водителем грузовика. Случай сделал ему подарок в виде маленького мальчишки-сироты. Ванюшка потерял во время войны родителей и стал беспризорником. В истерзанном сердце фронтовика затеплилась надежда. В лице мальчика Вани он нашёл свою новую семью

Сочинение Образ и характеристика Андрея Соколова

В рассказе Михаила Александровича Шолохова описаны военные времена, на переправе встречаются люди это Андрей Соколов с приемным сыном Ванечкой и рассказчик. Андрей Соколов решает поговорить с рассказчиком, так ему одиноко, что хоть кому-то выговорится.

Он рассказывает историю, когда он в камере неправильно высказался про коменданта, и кто-то на него донес. Его вызвали и хотели, расстреляет, но показав свой русский дух гордости и непреклонности, спасло ему жизнь. Андрей Соколов, несмотря на то, что его так била жизнь всегда в любой ситуации оставался человеком и никогда не скупился на эмоции.

На фронте Андрей узнает, что семья его погибла, жену и двух дочерей завалило в доме после бомбежки, а сын неизвестно где. Соколов в одночасье стал одиноким и несчастным, он потерял абсолютно все, мир рухнул и земля уходит из-под ног. Вскоре Андрей получает письмо от своего сына Анатолия, он тоже на фронте и уже успел дослужиться до хорошего чина. Они договариваются о встрече, и здесь огромный удар ждет Соколова сына, убивает снайпер, Андрей потерял последнего близкого человека.

Андрей Соколов уезжает к своему другу и устраивается там на работу, там же он встречает беспризорника Ваню и называется его отцом. Сам по себе мужчина очень добрый и жалостливый, несмотря на то, что война забрала у него всех родных он не стал черствым и жестоким. Он решает осчастливить мальца, который, так же как и он остался один в этом мире и обещает ему позаботиться о нем.

Пройдя тысячу испытаний, на своем пути Андрей Соколов не перестал помогать людям и не оставался равнодушным к чужому горю. Соколов хотел воспитать парнишку и дать ему все, что он только может, заполнив пустоту в его сердце и своем. Шолохов в своем рассказе описал человека с большой русской душой, которого не сломила война, а сделала лишь сильнее. Андрей Соколов замечательный пример для каждого человека, что никогда не стоит сдаваться.

Вариант 3

События Великой Отечественной войны – одна из основных тем писателей советского периода. Героизм народа и отдельных личностей в страшных условиях военного времени не раз становились центральной идеей произведений.

Не исключение и творчество М.А.Шолохова. В своем рассказе «Судьба человека» описана жизнь обычного человека, на долю которого выпали все ужасы войны, потери близких людей и возвращение к жизни после трагедии. Интересен тот факт, что прототипом главного героя стал реальный человек, поведавший историю своей жизни автору.

Андрей Соколов - главное действующее лицо повествования. Участник гражданской войны, он хороший и любящий муж и отец. Война прервала счастливую и спокойную жизнь семьи Соколовых. Андрей уходит на фронт, после ранения он попадает в плен к фашистам. Герой мужественно переносит весь ужас плена, он пытается бежать, но неудачно. Его приговаривают к расстрелу, проявленное им мужество и гордость перед захватчиками спасли Андрею жизнь. Коменданты не только не расстрелял его, но и дал ему еды. Соколов поделился с товарищами. В этом поступке проявляется щедрая душа героя. Для Андрея Соколова плен хуже смерти, он снова пытается бежать на этот раз удачно. Целеустремленный человек всегда добивается своей цели.

После побега еще один страшный удар - известие о гибели жены и дочери. Мужественный человек он не прогибается под тяжестью утраты. Мечта о сыне, с которым они должны встретиться, становится смыслом его жизни. Но его надежде не суждено было оправдаться. Сын погибает на войне.

Тяжело возвращаться Андрею с фронта. Дома больше нет, родных то же. Кажется, для чего теперь жить, но сила духа не дает опустить руки. Встретив сироту Ванюшу, Соколов становится для мальчика настоящим отцом.

Удивительная судьба человека показана Шолоховым в произведении. Но таких судеб в те времена было множество. Сила человеческой души, мужество и безмерный героизм обыкновенного солдата изображена в образе главного героя. Ему не надо наград, почестей, он хочет обыкновенного земного счастья. И хочется верить, что после перенесенного горя, он обретает его. В этом и есть главный смысл рассказа.

Русский человек - символ мужества и беззаветной преданности своей Родине. Храбрость и великодушие, ум и честь, воля и справедливость - основные качества, которыми наделил автор своего героя.

Произведения о войне учат нас жить по совести, помнить, что мирное небо на земле подарено нам вот такими обыкновенными солдатами, как Андрей Соколов. Мы должны чтить память героев и твердо понимать, что допускать войны нельзя.

Несколько интересных сочинений

    Галина Четвертак – это одна из главных героинь повести «А зори здесь тихие …» известного советского писателя, фронтовика и потомственного офицера Бориса Львовича Васильева. Из всех девушек-зенитчиц - она самая молодая.

  • Роман Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни 9 класс сочинение

    Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» славится не только своим лёгким и воздушным стилем повествования и не одной лишь сюжетной линией отношений Татьяны и Онегина. Я полагаю, что в первую очередь произведение необходимо

  • Описание внешности Тараса Бульбы 7 класс

    Итак, каким предстает перед нами Тарас? Мы видим довольно толстого мужчину с курительной трубкой в руках, которого украшают большие усы и чуб. О его возрасте говорят, что он средних лет.

  • Образ и характеристика Дуняши в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Дуня Мелехова младшая сестрёнка Григория Мелехова в романе Тихий Дон. В начале романа

  • Сочинение по картине Сирень в корзине Кончаловского 5 класс (описание)

    Художнику удалось запечатлеть удивительное мгновение, тем самым, позволил другим людям насладиться натюрмортом десятки лет и всмотреться в него. Ведь мало кто останавливается, что бы посмотреть, в какие тона разукрашено небо

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Я после первого стакана не закусываю.

    ✪ «Судьба человека» Андрей Соколов и Ванюша

    ✪ "Судьба человека" М.Шолохова. Анализ 1-й части рассказа.

    Субтитры

Биография

Родился в Воронежской губернии в 1900 году . В Гражданскую войну служил в армии, в дивизии Киквидзе . В 1922 году подался на Кубань «ишачить на кулаков, благодаря чему и жив остался». Отец, мать и сестра Андрея умерли от голода. В 1923 году продал дом и уехал в Воронеж. Работал плотником, затем устроился на завод слесарем. Познакомился с Ириной, воспитывавшейся в детдоме , и женился на ней. До конца жизни очень любил жену. Вскоре у Соколовых родился сын Анатолий, через год - две дочки: Анастасия и Ольга. Соколов бросил пить. В 1929 году Соколов увлекся автомобилями. Изучил вождение, устроился водителем грузовика, решил не возвращаться на завод. Так работал до 1939 года . Все дети учились на отлично.23 июня 1941 года Соколов был призван на фронт. Уже 24 июня его забрали в эшелон.

Формировали Соколова под Белой Церковью , он получил ЗИС-5 . Дважды был ранен. Попал в плен под Лозовеньками в мае 1942 году при попытке провезти снаряды для артиллерийской части. Его машину подорвало. Потерял сознание и попал в тыл к немецкой армии, где и был взят в плен. Перед лицом смерти не падал духом, не показывал страха врагу. Вскоре Андрея довели до Познани, поселили в лагере. Там, роя могилы для погибших соотечественников, Андрей попытался сбежать. Побег не удался: сыскные собаки нашли Соколова в поле. Был очень сильно избит и искусан. За побег Андрей попал в карцер лагеря на месяц.

Соколова долго переводили по Германии. Он работал в Саксонии на силикатном заводе, в Рурской области на угольной шахте, в Баварии на земляных работах, в Тюрингии и во многих других местах. Всех военнопленных постоянно и безжалостно избивали чем попало. Кормили очень плохо. Соколов с 86 кг уже к осени 1942 года похудел до менее чем 50 кг.

В сентябре Андрея в числе 142 советских военнопленных перебросили из лагеря под Кюстрином в лагерь Б-14 под Дрезденом. Всего там было около 2000 советских пленных. За два месяца из 142 человек Андреевого эшелона осталось 57. Однажды вечером в своем бараке, замерзший и промокший, Андрей сказал: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит» .

Нашёлся предатель, который донёс руководству про это высказывание. Андрея вызвали к коменданту лагеря Мюллеру. Тот пообещал расстрелять Соколова лично за эти горькие слова. За мужество Соколов был помилован. 300 самых крепких пленных отправили осушать болота, потом в Рурскую область на шахты.

Затем Андрея назначили шофером майора немецкой армии. Вскоре он сбежал на машине и прихватил с собой немецкого офицера.

Написал Ирине письмо сразу же после встречи с командованием. Описал всё, даже похвастался, что полковник обещал его к награде приставить. Но в ответ пришло письмо от соседа Ивана Тимофеевича.

Получив месячный отпуск, Андрей немедленно направился в Воронеж. Увидел на месте своего дома заросшую бурьяном воронку. Тотчас же вернулся обратно на фронт. Но вскоре получил письмо от сына, что вернуло ему стойкость и желание жить.

Но в последний день войны Анатолия Соколова застрелил немецкий снайпер.

Убитый горем Андрей вернулся в Россию, но поехал не в Воронеж, а в Урюпинск к демобилизованному приятелю. Стал работать шофёром. Познакомился с бездомным сиротой Ваней, у которого мать убило бомбой, а отец погиб на фронте, и усыновил его, сказав мальчику, что он его отец.

Вскоре после этого попал в аварию. Сам не пострадал, но был лишен водительских прав. По совету приятеля решил перебраться в другой район, где ему обещали восстановить права. Во время пешего перехода с ним встречается автор, которому Соколов рассказывает историю своей жизни (весной 1946 года).

Продолжения у рассказа «Судьба человека» нет, так что дальнейшая судьба героя неизвестна.

Анализ

Наум Лейдерман считает, что главные черты Андрея Соколова - его отцовство и солдатство . Андрей Соколов - трагический персонаж, сумевший сохранить силу духа несмотря на тяжелое ранение, плен, побег, гибель семьи, и, наконец, гибель сына 9 мая 1945 года . А. Б. Галкин сравнивает его судьбу с историей книги Иова . Шолоховед Виктор Васильевич Петелин в книге «Михаил Шолохов: страницы жизни и творчества», М. , 1986, С.13) писал: «В трагическом образе Андрея Соколова Шолохов увидел человека-борца, обладающего титаническими душевными силами, много испытавшего и пережившего, надломленного мучительными страданиями, оставившими нестираемый след в его душе».

ФИО: Елисеева Алена Анатольевна.

Должность:учитель

место работы: МБОУ

«Ключевская ООШ» Тюльганский район

Название предмета: литература

УМК Литература, 9 класс, Коровина . Год публикации: 2013

Уровень обучения: базовый

Тема урока: М. А. Шолохов. Слово о писателе. Композиция рассказа «Судьба человека»..

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: 2-й урок (из 2-х).

Цель : уточнить и дополнить образ Андрея Соколова, черт его характера на основе прочитанных эпизодов, формирование образа русского солдата-освободителя, его характера по рассказу М.Шолохова «Судьба человека».

Задачи:

1) Обучающие: Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа; Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны, выявить сильные черты характера человека в трудных жизненных ситуациях; отметить умение человека выстоять перед жизненными невзгодами.

2) Развивающие:. развивать навыки анализа художественного произведения; расширить знания детей о жизни русских военнопленных в концлагерях;

3) Воспитательные: способствовать воспитанию духовности, патриотизма. формировать у учащихся представления о судьбах людей, прошедших войну; воспитывать нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания, чувство патриотизма, гордость за мужество русских людей;

Оборудование: учебник-хрестоматия, иллюстрации, запись фильма С.Бондарчука.

Планируемые результаты:

Предметные: раскрытие идейного содержания посредством выявленных особенностей его композиции; владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, воспитание интереса к чтению произведений патриотического характера о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны, развитие речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения, монологического и диалогического высказывания.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД : выявление заложенных в рассказе нравственных ценностей и их современного звучания, воспитание уважения к Отечеству, его прошлому, к памяти о событиях ВОВ, чувства ответственности и долга перед Родиной;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Техническое обеспечение урока: ноутбук с колонками, фрагмент из фильма «Судьба человека», проектор, экран.

    Организационный момент.

    Мотивация учебной деятельности.

    Актуализация знаний.

    Анализ произведения.

    Динамическая пауза.

    Анализ произведения.

    Реализация индивидуального домашнего задания.

    Итог урока.

    Задание на дом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент .

2. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

Какой литературный герой задавал себе такие вопросы, задумывался о смысле жизни? (Печорин)

А вы когда-нибудь задавали себе такие вопросы.

Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.
На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

– Обратимся к теме урока. Скажите, что станет предметом нашего разговора?

(Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и о судьбе всего народа, выстоявшего в войне, выявим сильные черты характера русского человека в трудной жизненной ситуации, а также выявить смысл названия рассказа)

- Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеет нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей душе? Об этом наш разговор на уроке.

III. Актуализация знаний учащихся. Аналитическая беседа по материалам первого урока.

Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы пути, пройденного всей страной. Какие это этапы?

IV. Анализ рассказа.
- Как проявляется характер героя в мирное время? В чем видит А. С. свое счастье в довоенной жизни? (Не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.)

Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни? (Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало дороже.)

– Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя? (У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы.)

Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?

Плен. Эпизод в церкви

С какой целью ввел Шолохов описание плена? (Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.).

В каких эпизодах характер героя проявляется с наибольшей силой? Рассмотрим их подробнее.

Какое значение имеет эпизод «В церкви»? (раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.)

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене?

– Какая жизненная позиция ближе всего Соколову? (В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.)

Зачем,по-вашему, автор вводит в рассказ образ предателя? (1. Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека.
2. Он принял смерть от рук тех, чьи жизни хотел отдать врагу во имя своего спасения.
3. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.)

Эпизод в лагере. Иллюстрация: в плену.

Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идет по вызову, готовясь к смерти. А можно ли подготовиться к смерти, привыкнуть к ней?(К смерти нельзя привыкнуть, к ней нельзя подготовиться. Но принять ее можно по-разному, в зависимости от того, есть ли у человека характер, так называемый стержень. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека.)

- Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

– В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? (Подчеркивает его моральную стойкость.)

Что мы узнали о Мюллере как человеке? (зачитать)

Почему комендант Мюллер "великодушно" подарил Андрею Соколову жизнь?

Дороги ли нам его слова?

Таким образом, диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

– В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)
– Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

Иллюстрация: Прощание с семьёй.

Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен.

– Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

– Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...
«Словно присыпанные пеплом» – то есть какие, какого цвета?

– А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)
– Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

V. Динамическая пауза.

Просмотр отрывка из кинофильма С.Бондарчука «Судьбы человека» Встреча с Ванюшкой.

VI. Анализ рассказа.

Иллюстрация: С Ванюшей

– Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две сироты, жизни которых искорежены войной)
– Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («Светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)
– Каково цветовое значение этого образа? (Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко-жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)
– Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд? (Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).
– Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
– К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
– А теперь давайте еще раз обратимся к началу рассказа. С чего Шолохов начинает произведение? (С описания природы )
– Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены в описании? (мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны)
– Символом чего является такое противопоставление? (Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть).
– Какое небо рисует автор в начале рассказа? (Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками).
– О чем свидетельствуют эти детали? (О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя)
– В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, солнцу. Подтвердите это примером из текста. Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце? (Всё больше и больше солнца, блеска, тепла даруется героям рассказа. Всё больше и больше мира проникает в их душу. Жёлтый солнечный цвет символизирует наступающее счастье)
– Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения. Но, что интересно, значимость этой пейзажной зарисовки мы понимаем только, закончив чтение.
– А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.
– Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы – человек несгибаемой воли)
– Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой? (Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.
– А что такое судьба?

Словарная работа : Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

– В каком значении это слово употреблено в названии рассказа? (В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)
– Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)
– Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.
V II . Реализация индивидуального домашнего задания.

Мы живем в мирное время, но не всегда спокойно на российской земле. Именно сейчас необходимо заново осмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну. Это не только солдаты на фронте, это и мальчишки, которые стояли у станков, и деревенские женщины, которые кормили армию и страну, и люди, подвиг которых мог заключаться в том, чтобы просто оставаться людьми в нечеловеческих условиях оккупации. Дома по желанию вы должны были подготовить сообщение о судьбе вашего родственника или односельчанина.

V III Подведение итогов урока

– Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного? (Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе - живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни.

IX Домашнее задание.

Сочинение на тему «Война в судьбах наших соотечественников»