Советская художница. Советская живопись - история современного искусства. «Суровый стиль» и период застоя

Красочный и богатый событиями 20 век остался для потомков в произведениях искусства. Познать умонастроения людей прошлого столетия невозможно, если игнорировать сохранившиеся для нас картины. Количество ярких цветов или их отсутствие, манера написания полотен способны многое рассказать нашим современникам.

И для историков, и для любителей искусства большой интерес представляют картины, которые создали иностранные и русские художники 20 века. Имена творцов живы в истории и известны всему миру.

В. В. Кандинский (16.12.1866 — 13.12.1944)

Одним из самых известных живописцев прошлого века считается В. В. Кандинский. Художник открыл в себе талант достаточно поздно. Тягу к творчеству он ощутил после знакомства с полотнами Моне.

После этого момента Василий Васильевич отказывается от карьеры юриста и все чаще уединяется с этюдником, отправляется на природу и зарисовывает то, что его поражает. Он решает получить образование и отправляется в Мюнхен, где его талант был оценен. После того как курс обучения был закончен, Кандинский решил остаться в стране и преподавать. Считается, что этот период жизни стал для художника наиболее продуктивным.

По первым картинам живописца трудно было угадать, что скоро ему предстоит совершить революцию в мире искусства. Постепенно нашел свой путь Кандинский. Художник попробовал многое, прежде чем стать родоначальником абстракционизма.

Одним из первых полотен, созданным в данном направлении, является «Ущелье», написанное в 1914 году. также считается и одним из самых известных в творческой карьере Кандинского.

Начавшаяся Первая Мировая война вынудила художника вернуться в родную страну. Из-за произошедшей следом революции и гражданской войны на время пришлось отказаться от выставок. Только в 1916 Кандинский смог показать свои полотна в Швеции.

Обновленная Россия вдохновила живописца на создание картины «Красная площадь». После этого полотна Кандинскому снова пришлось оставить творчество. Ему приходилось выполнять большой объем работы, который не оставлял ни сил, ни времени для создания картин. Тогда было решено отправиться в Германию, чтобы там сосредоточить все внимание на любимом деле. Но новая страна встретила художника неприятным сюрпризом.

Как и многие художники 20 века, Кандинский некоторое время жил в бедности. В Германии и Франции Василий Васильевич создал много новых полотен, известных по всему миру. Среди них - «Круги в круге», «Интимное известие», «Каждый за себя».

Кандинский умер в 1944 году после тяжелой болезни.

А. Матисс (31.12.1869 — 03.11.1954)

Анри Матисс — один из самых известных художников прошлого века. Считается, что будущего живописца вдохновила взять кисть в руки его мать, которая занималась росписью керамики. Как и многие художники 20 века, Матисс не сразу нашел свой путь. Он знал, что ему нравится живопись, но основным способом заработка она стать не может. Потому будущий художник получил юридическое образование и некоторое время работал по профессии. Но при этом он находил время для уроков живописи. Лишь в 1891 году, невзирая на запреты отца, Матисс решает оставить юриспруденцию, отправиться в Париж и серьезно заняться живописью.

Спустя 5 лет его картины впервые оказываются перед широкой публикой. Полотно «Читающая» приобрело особую популярность, оно было приобретено для украшения кабинета президента Франции.

Матисс занимался не только живописью. Он увлекался скульптурой и посещал курсы. Но это не принесло ему столько известности. В начале своего пути Матисс, как и многие 20 века, испытывал денежные трудности, потому некоторое время ему вместе с семьей приходилось жить у родителей.

В 1905 увидела свет одна из самых известных - «Женщина в зеленой шляпе». Эта работа и ряд других заставили любителей искусства заговорить об Анри, начать интересоваться его творчеством.

Одним из первых поклонников таланта известного живописца стал русский коллекционер С. И. Щукин. Он вдохновил Матисса посетить Москву, где художник открыл для себя коллекции старых русских икон. Они поразили его и наложили отпечаток на дальнейшее его творчество.

Всемирно известным имя Матисса становится после создания цикла «Одалиски» и декораций для представления балета Стравинского.

40-е были очень трудны для живописца. Его жена, дочь и сын были арестованы гестапо за участие в движении Сопротивления, а сам он тяжело болел. Но Матисс продолжал работу. Несмотря на трагичные события в мире и в жизни художника, полотна остаются яркими, легкими, дышащими радостью.

Матисс продолжал работу до последних своих дней. Он умер от инфаркта в 1954 году.

П. Пикассо (25.10.1881 — 08.04.1973)

Все еще известны и популярны художники 20 века. Список их, однако, был бы неполным, если бы в нем не было упоминания о великом испанском творце Пабло Пикассо.

Этот удивительный человек еще в раннем детстве проявил тягу к живописи. Становлению таланта помогло и то, что его отец был учителем рисования и давал уроки своему сыну. Первая серьезная работа появилась, когда юному живописцу было всего 8. Та работа называлась «Пикадор». До конца своей жизни Пикассо не расставался с ней.

Родители художника часто переезжали, но в каждом новом городе Пикассо делал все для того, чтобы получить образование. Он удивлял своими умениями в столь юном возрасте.

В Барселоне Пикассо нашел единомышленников и друзей. Тогда развитие способностей художника вышло на новый уровень. Но большой удар по Пикассо нанесло самоубийство его друга. Последующие картины, которые принято относить к «голубому» периоду, пронизаны темой старости и смерти. В этот период появляются «Женщина с пучком волос», «Любительница абсента» и многие другие картины. Вдохновением для художника становятся низшие слои населения.

Затем внимание Пикассо привлекают артисты бродячих цирков. Розовый медленно вытесняет голубой с картин. Начинается «розовый» период. К нему относится картина «Девочка на шаре».

Все большее внимание живописца привлекает не цвет, а форма. Вместе со своим другом Пикассо создает совершенно новое направление в искусстве — кубизм. Появляются известные «Фабрика в Хорта де Эбро» и «Портрет Фернанды Оливье». Художник не перестает экспериментировать. Он использует разные материалы для создания полотен.

Работа в данном направлении закончилась с началом Первой Мировой войны. Тогда Пикассо пришлось расстаться со своим другом. Как и многие художники 20 века, Пабло был поражен красотой русского балета. Он соглашается создавать костюмы для артистов и декорации, вместе со своими новыми знакомыми отправляется на гастроли. Пикассо женится на русской девушке Ольге Хохловой. Она становится его натурщицей для многих полотен.

1925 год становится годом перелома в творческой биографии художника. Его полотна все более напоминают ребусы. Большое влияние на живописца оказывают поэты-сюрреалисты. В этот период были созданы «Девушка перед зеркалом», «Мужчина с букетом» и другие картины.

Многое изменилось перед началом войны. Разрушение до основания города страны басков заставило Пикассо создать известное полотно «Герника». Эта и последующие работы художника были пропитаны идеей пацифизма.

Счастье приходит к Пикассо с окончанием войны. Он женится, у него рождаются еще два ребенка. Вместе с женой художник переезжает. Молодая супруга и дети становятся вдохновением для Пикассо.

Н. К. Рерих (27.09.1874 — 13.12.1947)

Рерих Николай Константинович с раннего детства показал себя неординарным человеком. Ему без труда давались науки, он быстро проходил предложенную ему программу обучения. С легкостью он сдал экзамены и поступил в одну из самых лучших и самых дорогих гимназий Санкт-Петербурга. Круг интересов будущего художника был невероятно широк. И уже тогда его интересовала живопись.

Но по настоянию своего отца Рерих решает выучиться на юриста. Получая образование, он много читает исторических трудов, интересуется летописями и участвует в археологических раскопках. Как и многие художники начала 20 века, он не сразу приходит к мысли о том, что живопись должна стать его основным занятием. Осознать свой талант Рерих смог после общения с Куинджи, который согласился стать учителем молодого художника.

Увлечение историей нашло свое отражение в полотнах Николая Константиновича. Он создал серию картин «Начало Руси. Славяне». Рерих не пытался показать с помощью своих полотен какие-то ключевые моменты исторического развития. Он рассказывал о быте, повседневных моментах, которые, однако, кажутся современному зрителю практически сказочными.

Большую роль в жизни Николая Константиновича сыграла его жена, которая вдохновляла его и помогала ему в работе. Вместе с ней Рерих отправился в путешествие по древним городам России. Итогом его стала серия картин, отображающая памятники архитектуры.

Многие художники 20 века интересовались театром и создавали декорации. Не стал исключением и Николай Константинович. Его работы помогли создать атмосферу для многих представлений.

После революции Рерих Николай Константинович и его жена отправляются в путешествие, которое станет поворотным моментом в их жизни. Живописец исследует Центральную Азию, изучает Тибет, Индию, Алтай, Монголию, Гималаи. Результатом этой поездки стали не только картины, но и большой материал о традициях, обычаях и истории тех земель, где побывала экспедиция.

В последние годы жизни Рерих все чаще рисовал пейзажи. Он создал «Гималаи. Ледники», «Ступа Ладак», «Королевский монастырь. Тибет» и многие другие замечательные картины. Работы художника, его исторический труд были высоко оценены правительством Индии. Его считали русским другом этой загадочной и прекрасной страны.

Николай Константинович Рерих умер в Индии в 1947 году. Его сын привез в Россию картины своего отца.

К. С. Петров-Водкин (24.10.1878 — 15.02.1939)

Много замечательных работ оставили своим потомкам художники Серебряного века. Одним из самых известных живописцев, работавших в то время, стал Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

Будущий художник родился в семье, которая была далека от мира искусства. Если бы не местные купцы, которые помогали Кузьме Сергеевичу получать образование, он мог бы так и не раскрыть свой талант. Сначала он учился в классе живописи в Самаре, затем отправился оттачивать свои способности в Москву, где брал уроки у известного художника В. А. Серова.

Большое значение в биографии Петрова-Водкина имеет путешествие по Европе. Тогда он знакомится с полотнами творцов эпохи Возрождения. Картины художников 20 века также имели свое влияние: Петрова-Водкина поразили работы французских символистов.

Символизм захватывает живописца. Он начинает создавать картины в этом направлении. Самой известной из них становится полотно «Купание красного коня», созданное в 1912 году. Чуть менее известны картины «Мать» и «Девушки на Волге».

Петров-Водкин создал несколько портретов. Чаще всего на них изображены друзья художника. Большой популярностью пользуется созданный им портрет Анны Ахматовой.

Кузьма Сергеевич поддерживал революционные идеи. Участники Гражданской войны, поддерживающие идеи красных, предстают на его полотнах в роли героев. Широко известны картины «Поле боя», «Смерть комиссара».

Ближе к концу своей жизни Петров-Водкин написал несколько которые стали интересны не только поклонникам его таланта, но и всем любителям литературы.

К. С. Малевич (11.02.1879 — 15.05.1935)

Одним из самых известных художников прошлого века стал Казимир Северинович Малевич. Художник-авангардист произвел настоящий фурор в мире искусства и сделал свое имя известным на всей планете.

Никто не мог предположить, что мальчик из польской семьи, помогающий в свободное время жителям деревни разрисовывать печи, однажды станет великим. Деревенский быт поражал будущего художника. Он рисовал все то, что ему особенно запало в душу.

Семья часто переезжала. Когда Малевичи жили в Киеве, Казимир Северинович занимался в рисовальной школе. В Курске же он пытался заработать деньги на обучение в Москве. Очень долго ему не удавалось поступить. Точно не известно, но считается, что ни одна его попытка не увенчалась успехом. Однако в Москве Малевич приобрел много новых знакомств, а также увидел картины, которые оказали влияние на дальнейшее его творчество.

В городе Казимир Северинович нашел друзей, среди которых были художники России 20 века. Они желали привнести нечто новое в мир искусства, делились с Малевичем своими амбициозными идеями и видением будущего искусства.

Основой живописи сам Казимир Северинович считал цвет и чувство. Он мечтал изменить традиции живописи. Долгое время он никому не показывал свои работы. Наконец они появились на выставке футуризма. Незадолго до неё Малевич опубликовал брошюру, в заголовке которой впервые упоминается супрематизм.

На выставке футуризма впервые зрители видят легендарный «Черный квадрат», а также «Красный квадрат» и «Супрематизм. Автопортрет в двух измерениях».

Новшество, внесенное Малевичем, получило признание. У Казимира Севериновича появились первые ученики, с которыми он занимался сначала в Витебске, а затем в Петрограде. Слава Малевича проникла и в другие страны. Он отправился в Германию, чтобы организовать выставку собственных работ.

Картины Малевича были выставлены в Третьяковской галерее. Он готов был работать и дальше, но его здоровье с каждым днем становилось все хуже. Казимир Северинович умер 15 мая 1935 года.

С. Дали (11.05.1904 — 23.01.1989)

Самым неоднозначным художником прошлого столетия, вне всяких сомнений, является Сальвадор Дали. Очень рано в нем открылся талант живописца. Его родители были рады тому, что их мальчик любит рисовать, поэтому всячески поощряли его увлечение. У Сальвадора появился первый учитель, профессор Жоан Нуньес.

Дали был необычным человеком, он не готов был смириться с установленными правилами. Его выгнали из монашеской школы, чем был очень недоволен отец. Тогда Сальвадору пришлось ехать в Мадрид, чтобы там развивать свой талант и научиться чему-то новому.

В Академии Дали интересовался кубизмом и футуризмом. Тогда он создал картины «Приспособление и рука» и «Портрет Луиса Буньюэля». Но из Академии Сальвадора выгнали за его отказ подчиняться правилам заведения, эксцентричное поведение и неуважение к преподавателям.

Но это событие не стало трагедией. Дали уже тогда был известен и устраивал персональные выставки. Он попробовал себя не только в роли художника, он также создавал фильмы. Первой кинокартиной стал «Андалузский лес», следом за ним появился «Золотой век».

В 1929 году Сальвадор Дали встретил свою музу и будущую жену Елену Дьяконову, которая называла себя Гала. Она помогла своему возлюбленному, познакомила его со многими известными людьми, среди которых были и художники России, помогла ему найти свой собственный путь. Им стал сюрреализм.

Почти все следующие картины так или иначе были связаны с любимой женой Дали. Он создает «Постоянство памяти» и «Параноическое превращение лица Галы».

После начала Второй Мировой войны Дали вместе со своей супругой отправился в США, где выпустил автобиографию. Сальвадор очень много работал в этой стране. Он не только создавал картины, но также пробовал себя в роли дизайнера, ювелира, создателя декораций, главного редактора газеты.

После войны Дали возвращается на Родину. В этот период появляется во многих картинах художника. Среди них, например, «Носорогообразная фигура Илисса Фидия».

Настоящим ударом для Сальвадора Дали стала смерть любимой женщины, Елены Дьяконовой. Он был настолько подавлен, что не смог прийти на её похороны. Долгое время после этого Дали не мог создать ни одной картины. Однако он все еще оставался безумно популярным.

Последней картиной Дали стало полотно «Ласточкин хвост». После этого из-за болезни художник больше не мог работать. Он умер 23 января 1989 года.

Фрида Кало (06.07.1907 — 13.07.1954)

Одной из немногих известных на весь мир женщин-художниц прошлого века стала Фрида Кало. Она никогда ни в чем не хотела уступать противоположному полу, занималась спортом, даже увлекалась некоторое время боксом.

Как и многие художники России и Запада, Фрида не сразу выбрала свой путь. Она изучала медицину. Именно во время обучения она познакомилась со Диего Риверой, который потом станет её мужем.

Когда Фриде было 18, она попала в ужасную аварию. Из-за этого она долгое время провела в постели и уже никогда не смогла стать матерью. Лежа в кровати, не имея возможности подняться, Кало начала изучать живопись. Она смотрела на закрепленное вверху зеркало и рисовала автопортреты.

В 22 года Фрида продолжила получать образование, но живопись уже не смогла оставить. Она продолжала работу, все ближе сходилась с Риверой, а затем стала его женой. Но Диего нанес сильный удар по Фриде - он изменил художнице с её сестрой. После этого Кало создала картину «Всего-то несколько царапин».

Фрида была коммунисткой. Она общалась с Троцким и была очень рада, что тот жил в Мексике. Поговаривали, что их связывало нечто большее, чем просто дружба.

Кало мечтала стать матерью, но травмы, полученные при аварии, не позволяли ей сделать это. Главными героями её картин все чаще становились мертвые дети. Однако несмотря на страдания, Фрида любила жизнь, была светлым и позитивным человеком. Она интересовалась политикой СССР, восхищалась вождями. Привлекали её и художники России. Фрида хотела нарисовать портрет Сталина, но так и не успела закончить свою работу.

Тяжелые травмы не давали о себе забыть. Она очень часто вынуждена была лежать в госпитале, ей ампутировали ногу. Но после этого было светлое пятно в её жизни — первая персональная выставка.

Д. Поллок (28.01.1912 — 11.08.1956)

Одним из самых известных художников прошлого века стал Джеймс Поллок. Он был учеником Томаса Ханта Бенсона и, благодаря этому человеку, развивал и преумножал свои способности.

Ближе к концу 30-х годов Поллок познакомился с творчеством экспрессионистов. Полотна произвели на него неизгладимое впечатление. Даже несмотря на то что картины Поллока были оригинальны и самобытны, чувствовалось, что они вдохновлены Пикассо, идеями сюрреалистов.

В 1947 году Поллок создал свой собственный метод написания картин. Он выплескивал краски на холст, а затем создавал красочную паутину путем ударов веревкой. Такой способ вызвал большой интерес.

Джексон Поллок стал иконой для молодых художников-нонконформистов, которые также мечтали найти свой собственный путь и показать всему миру свое видение. Джексон стал символом новаторства в искусстве.

Э. Уорхол (06.08.1928 — 22.02.1987)

Даже спустя долгие годы остается модным и популярным художником. Первое образование он получил в Институте технологии Карнеги, он посещал бесплатные занятия по рисованию и развивал свой талант. Однако сразу после этого великим художником не стал.

Долгое время Уорхол рисовал иллюстрации для популярных модных журналов, создавал графические работы в области рекламы. Именно это сделало его имя известным. Он начал рисовать карандашом и создал одну из первых своих известных работ — бутылку "Кока-Колы".

Энди изображал то, что было популярно в мире в данное время. Он стал родоначальником нового направления, которое получило имя поп-арт. Легендарными стали его картины, изображающие Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, Мика Джагера и многих других известных личностей.

Уорхол был не только художником, но и сценаристом, а также режиссером. Он создал большое количество фильмов, первые из которых были немыми и черно-белыми. Кроме того, он написал несколько автобиографий, был редактором телеканала и даже продюсером рок-группы.

Большое значение для мирового искусства имеют полотна живописцев прошлого века. Каждый из них привнес что-то новое и необычное. Достойное место в их числе занимают и художники России 20 века.

Несмотря на изменчивую и противоречивую обстановку в России, которая коснулась художников 20 века, они внесли свой неповторимый отпечаток в историю русского и в последствии советского изобразительного искусства. В первые 3 десятка лет начала столетия многие живописцы с азартом пытались создать что-то необычное и новое, каждый творец стремился внести свою уникальную лепту в развитие своего творчества. В это время набирает популярность беспредметная живопись, иногда в скушных и не совсем понятных простому обывателю красках Малевича и Кандинского.

В начале 1920-х годов на смену различным экспериментам и смелым композиционным и дизайнерским решениям приходит конструктивизм. Приветствуется практичность в дизайне и революционный реализм в живописи во благо нового веяния - социализма. Не смотря на бурную пропаганду поиск новизны продолжался, как и раньше, многие экспериментируют, но есть чувство тревоги, это на долго. Некоторые (в их рядах Серебрякова) все еще выезжают за рубеж. Еще 10 лет они смогут воплощать (или хотя бы пытаться) в своих полотнах собственные идеи и начинания.

Но, уже на исходе 1920-х г. любое проявление самовыражения запретят. Авангардистов начинают вытеснять из творческой жизни, а несогласных поддают репрессиям. Теперь каждое полотно должно пропагандировать коммунизм и советскую идеологию, зарождается новоиспеченный жанр – социалистический реализм. Многим мастерам от искусства приходилось забывать прошлую свободную жизнь и существовать в нелицеприятных условиях такого непростого времени, то есть, трудиться во славу социализма, создавая полотна о обычной жизни трудового пролетариата и колхозников.

В 1932 году создается Союз художников, а искусство разделяется на официальное и неофициальное . Каждый деятель этого направления, если он хочет иметь возможность выставить свои работы, обязательно должен писать именно в жанре соцреализма. Остальные жанры просто запрещены, их представители не принимаются в «Союз», а работы не допускаются ни к одной выставке. Фамилии «неугодных» нигде не числятся, власть делает все, чтобы вычеркнуть их из мира искусства. Фактически, у живописцев остается три пути: примкнуть к власти и начать рисовать и писать про необходимую социдеологию, продолжить творить, и перебиваться неофициальными выставками; или, попытаться найти компромисс.

Некоторые пытаются продолжить эксперименты, но просто не выдерживают давления. «Официальные» художники вытесняют представителей других жанров, они пользуются привилегиями «Союза», и неплохо зарабатывают на жизнь. Представителям же неофициальных жанров приходится подрабатывать росписью, рисовать иллюстрации, или тратить свой талант, как оформитель, на оформление залов, писать революционные плакаты . Худшего для творческой личности не придумаешь. Имена большинства «борцов» даже не сохранились до нашего времени.

Появляются и яркие представители соцреализма, которые работают в жанре не по принуждению, а по идейным соображениям. Такие как, Сергей Герасимов и Татьяна Яблонская посвящают себя работе, которая позволяет им заработать и прославиться. А Федор Решетников не только поддерживает социальный реализм, а жестко критикует и даже высмеивает представителей других жанров (в особенности, картиной «Тайны абстракционизма»).Очень примечательны работы Врубеля, который в своих сюжетах часто обращался к мифическим историям («Демон поверженный», «Шестикрылый серафим»). Этот период искусствоведы называют «серебряным веком» русской культуры.

Большинство живописцев находит компромисс: они входят в Союз художников, время от времени пишут портреты известных личностей, рисуют тематические полотна или заказные сценарии, но свободное время посвящают нейтральным темам. Среди таких личностей Василий Бакшеев, Борис Кустодиев, Константин Юон. Ярким примером можно считать Аркадия Пластова. Даже после смерти его считают официальным художником, но темой большинства его работ остаются сельские пейзажи, жизнь колхозников и простых людей.

Мнение искусствоведов касательно «советского» периода довольно неоднозначно. Одни критикуют живописцев за слепое прославление коммунизма и его вождей, ну потому что, сегодня это можно, да и не опасно. Другие с пониманием пытаются оправдать творцов, у которых просто не было выбора, а третьи называют истинными шедеврами редкие уцелевшие работы подпольных деятелей, из которых сохранились только единицы. Но, как бы там ни было, неоспоримым остается одно: истинный талант пробивался всегда. Несмотря на все перепетии того времени много художников XX века, отдавали себя социальному реализму, создавали полотна, ставшие шедеврами мирового уровня.

Пластов Аркадий Александрович (1893–1972) За многолетнее творчество им написано множество произведений из них выделяются полотна Сенокос , и Жатва . Ужин трактористов, Первый снег , Летом , Саня Маликов и другие.

Его биографическое творчество было тесно связано с описанием жизни простого народа в истории советского искусства. По советским временам это была очень популярная тематика, восхвалявшие пролетарский дух простого народа. Работы Пластова пронизаны любовью к природе, он с глубоким уважением относился к простому быту крестьян и уважаем ими.

(1906–1988) Известный русский живописец времен СССР. В его творчестве очень популярные работы: Прибыл на каникулы, Опять двойка , За мир, Мальчишки , Достали языка и много других работ.

Работал в жанре социалистического реализма, и является одним из самых известных его представителей. Решетников по своему убеждению всегда был ярким приверженцом социалистического реализма, в этом направлении ему по нраву была сатира, поэтому к другим стилям работы он был прохладен. Будучи сам в некотором роде критиком он в 1960 году создает полотно «Тайны абстракционизма» , воодушевленный этим произведением он дополнительно еще написал и книгу.

, (1884-1967) В ее творческой биографии заметны такие работы Как: автопортрет «За туалетом», Дети За обедом , она любит писать деревенских женщин одна из работ «Беление холста», Крестьяне на обеде, Балерины в уборной и др.

Без сомнения, Серебрякова относится к плеяде ярчайших реалистов XX века. Сюжеты для своих произведений и творческое вдохновение приходили к ней из самой жизни. Она словно одинокий остров в океане, была омыта разными течениями: символизма, «Мира искусства», импрессионизма, кубизма. Но неизменно и упорно верна себе и собственным принципам.

(1878-1927) Один из самых ярких мастеров и широко прославился своим творчеством. Самые известные работы Масленица 1916, 1919 и 1920 г., Купец, считающий деньги . Сирень 1906, с пролетарским духом произведение Большевик . писал портреты, собственно с них он и начал свое творчество. Портрет Шаляпина Ф. И. 1921,

Портрет супруги Ю.Кустодиевой, 1903. г. ., Нотгафт Р.И. 1909 г. Очень любил отображать на своих полотнах русские праздники. Его полотна, прямо таки, с разящим цветом и колоритом. Здесь вам и русская цветастая ярмарка с русскими бабами укрытых разномастными женскими платками и разодетыми крестьянами мужиками продающие глиняные и деревянную утварь. Частенько Кустодиев писал пышных женщин и полнофигурные композиции не богатых купцов, или людей близких к подобному роду занятий

(1875-1958) Его самые заметные работы: Волшебница Зима , Мартовское солнце , Русская зима, Лигачево , Весенний солнечный день , Конец зимы. Полдень и др. В модной теме на то время, в творчестве Юона есть и необычные полотна одно из них это Новая планета

Жанры творчества Юона распространялись в различных областях искусства. Создавал тематические работы, писал множество портретов известных личностей и современников. Но призвание Юона всегда был на первом месте пейзажная тема, склонный к импрессионизму Юон придерживался к традиционному реалистическому стилю письма.

(1917-2005) Она является ярким представителем изобразительного искусства XX столетия. Самые заметные ее произведения: Перед стартом. 1947 , Хлеб. 1959 г., Утро . 1954 г. и много других.

Как и большинство ее коллег, она соответственно много работает в жанре социалистического реализма, но также пишет портреты, пейзажи, и натюрморты. Яблонская – одна из немногих представителей соцреализма, эти шедевры были признаны не только отечественными, но и мировыми критиками. Не смотря на состояние здоровья к концу жизни Татьяна Ниловна продолжала заниматься творчеством.

(1884-1958) Из заметных полотен Крымова: Летний день, Зимний вечер , Раннее утро, Ветреный день. Бык . Новый трактир и другие. Помимо масляных пейзажей Николай Крымов увлекался графикой, оформлял театральные декорации.

Творчество этого замечательного мастера связано с развивающимся в непростое советское время пейзажной живописью. «Ученик превзошел своего учителя» - именно так можно сказать про Николая Петровича Крымова, который первые в жизни уроки живописи получил от своего отца, так и не заслуживший известности у широкой публики. Его же сын, напротив, прославился как один из самых знаменитых пейзажистов двадцатого века.

(1871-1960) В живописной сфере засветился такими работами, как: "Грачиные гнезда", «Белая зима», "Мартовский снег " и "Февральская лазурь ", "Зимнее утро ", "Ясный осенний вечер .

Создавал композиции с Лениным «Крестьяне-ходоки у Ленина», и много других работ.- видный русский живописец, в своей творческой биографии всегда был верен стилям импрессионизма. Вклад Грабаря в искусстве очень разносторонен и плодотворен, наверное трудно найти такого человека его времени, который бы отдавал себя во благо русского и советского искусства. Работал педагогом, архитектором, писателем, возглавлял музеи и реставрации картин. Награжден орденами Ленина, трудового Красного знамени и другими наградами.

(1910-1988) Из самых заметных его работ выделяются произведения 1947 г. На собрании, 1949 Прием в комсомол , 1949 г. Вратарь , 1950 г. Обсуждение двойки и картина написанная в 1954 г. Вернулся.

Заслуженный академик академии художеств Советского союза и Украины. За свои заслуги награжден двумя Сталинскими премиями второй степени, член коммунистической партии с 1941 года. Он оставил для всеобщего наследия множество работ хранящиеся во многих музеях Россиии, Украины а также в болгарии и в Японии.

Тутунов Сергей Андреевич (1925-1998) C реди его работ выделяется произведение Зима пришла. Детство , созданная 1960 которой заинтересовалось руководство Третьяковской галереи, и картина была куплена и размещена в залах Третьяковки.

Советский живописец родился в Москве 1925 году в семье обрусевших армян, окончил художественное образование в Московской художественной школе (1939-1945 г.) , позднее в Москве (1945-1951 г.) обучался живописной грамоте в Суриковском институте, его учителем был Покаржевский П. Д. Начиная с 1953 года активно участвует в различных художественных выставках.

Попов Игорь Александрович (1927-1999) Очень любил тематику городской жизни с ее жителями и отражал эти композиции в своих полотнах: "Рыбаки Галича", "Базарный день", "Первый снег ", "Наш двор", "У Киевского вокзала" и другие.

Окончил Суриковский институт в 1951 году, ученик Герасимова С. Народный художник РСФСР, Являлся руководителем союза художников РСФСР. Творчество Попова связано в основном с пейзхажной живиписью, также он обращался к жанровым композициям и писал портреты. Его работы отражают глубокое восприятие жизненного пути и проникнуты поэтичным замыслом и характерным почерком восприятия русской природы северных окраин.

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964) Герасимов написал много работ на тему народного бытия,одной из самых заметных является (Церковь Покрова на Нерли 1953), (У телеги, 1906), (Свадебные в трактире", 1909), (Можайские ряды", 1908),

драматические сюжеты (Клятва сибирских партизан 1933), (Мать партизана 1947), часто писал портреты и пейзажи (Зима 1939), (Весеннее утро 1953), графические рисунки (Фронтовик 1926), (Колхозный сторож 1933) и много других работ. Талантливый советский живописец и педагог, ученик Коровина К. А. и Иванова С. В. Начинал свое творчество с акварельных работ основанной на особой колористической гамме, способствующей дальнейшему его развитию.


М. Бри-Бейн. Женщины-радистки. 1933 ~ О. Верейский. Три сестры

Е. Самсонов. На новые земли. 1954

С. Каманин. Строительство буксирных судов. 1953

Е. Данилевский. Проба стали. 1952

И. Симонов. Литейщики. 1959 ~ Е. Харитоненко. Электросварщица. 1959

А. Дейнека. Кто кого. 1932

В. Купцов. АНТ-20 ("Максим Горький"). 1934

Б. Яковлев. Транспорт налаживается. 1923

Г. Ряжский. Рудник. Урал. 1925

В. Малагис. Сталевары. 1950

И. Бевзенко. Молодые сталевары. 1961

Н. Базылев. Экскурсия на завод. 1956

Г. Бжозовский. В сталеплавильном цехе. 1964

Я. Ромас. На плотах. 1949

М. Мальцев. На вахте. 1953

В. Цветков. Птицеферма. 1971

М. Мальцев. Крановщик. 1953 ~ З. Попова. Хороший улов. 1970
С. Бальзамов. Передовая работница. 1951

Н. Базылев. Завод им. Орджоникидзе. 1972

А. Петров. "Мосфильм". 1978

А. Петров. Москва. Казанский вокзал. 1981

В. Фирсов. Колонна. 1984

Ф. Решетников. Прибыл на каникулы. 1948 ~ Ф. Решетников. Опять двойка. 1951

Т. Яблонская. Утро ~ Ю. Ракша. Маленькие купальщики. 1979

Н. Жуков. Растем и хорошеем. 1953 ~ А. Лактионов. В гостях у внуков

И. Владимиров. В женской школе ~ В. Корнеев. Школьники на концерте. 1952

Ф. Решетников. За мир! 1950 ~ Н. Соломин. Молодые мамы

Е. Гордиец. Освещенные солнцем. 1982 ~ Б. Угаров. Мать

К. Петров-Водкин. Спящий ребенок. 1924

Ю. Кугач. У колыбели

Н. Терпсихоров. Окно в мир. 1928

П. Кривоногов. Девочка с лыжами. 1963 ~ В. Жолток. Зима пришла. 1953

А. Ратников. Нагулялись. 1955

Т. Яблонская. В парке. 1950

Т. Яблонская. Простудилась. 1953

Н. Ульянов. Снегири

Д. Колупаев. Праздник в школе. На елке. 1949

А. Костенко. И. Мичурин с детьми. 1964 ~ П. Драченко. Пионерская песня. 1959

В. Жолток. Девочка с красной шляпкой. 1955
А. Мыльников. Верочка на веранде. 1957

С. Григорьев. Вратарь. 1949

К. Успенская-Кологривова. Не взяли на рыбалку

С. Григорьев. Рыбачок. 1958

И. Шульга. Пионеры в гостях у черноморцев. 1940

П. Крылов. Две Наташи

Р. Галицкий. У финиша

И. Шевандронова. В сельской библиотеке

И. Шевандронова. Идет репетиция. 1959

А. Дейнека. Будущие летчики. 1937

В. Прибыловский. Будущие капитаны. 1963

С. Григорьев. Пионер. 1951 ~ П. Крохоняткин. Дети на балконе. 1954 ~ О. Богаевская. Детский праздник. 1980

Е. Чернышова. Вышневолоцкие невесты. 1984 ~ А. Левитин. Мир внукам. 1985

К. Петров-Водкин. Девочка с куклой. 1937 ~ М. Богатырев. Будущие чемпионы. 1950

Я. Титов. У мавзолея В.И.Ленина. 1953

П. Кривоногов. Похороны И.В. Сталина. 1953

И. Давидович, Е. Тиханович. Первомайская демонстрация

И. Давидович, Е. Тиханович. Первомайская демонстрация (фрагмент)

А. Казанцев. И.В. Сталин с матерью

Б. Владимирский. Розы для И.В.Сталина

И. Пензов. Счастливое детство. 1978

Л. Котляров. Хлеб-соль (Л. И. Брежнев с тружениками села)
И. Радоман. Л. И. Брежнев на ЗИЛе

А. Герасимов. И.В. Сталин и А.М. Горький на даче. 1930

А. Герасимов. Семейный портрет. 1934
Народный художник СССР А.М.Герасимов
Несмотря на нежелание родителей, он едет в Москву, блестяще сдает экзамен по рисунку и становится студентом Училища. Его учителем в пейзажном классе был М.К.Клодт, в головном - К.Н.Горский и А.М.Корин, в фигурном классе - С.Д.Милорадович и Н.А.Касаткин, в натурном - А.Е.Архипов и Л.О.Пастернак. Многое в живописи ему дали учителя В.Серов, К.Коровин, А.Васнецов. Блестяще закончив живописное отделение Училища, А.М.Герасимов решил посещать мастерскую К.Коровина. Для этого нужно было, по совету Коровина, поступить еще на какое-либо отделение Училища. Герасимов твердо решил - на архитектурное. Многое дал ему Константин Коровин, по праву считающийся основоположником русского импрессионизма. Часто бывая в Париже, К.Коровин рассказывал студентам о французском импрессионизме и, разумеется, влиял на творчество молодого Герасимова. Особенно это влияние прослеживается в его ранних ученических работах, созданных в 1912-13-х гг.: "Портрет В.А.Гиляровского", "Портрет Н.Гиляровской", "Портрет В.Лобанова". Все эти работы писались на даче В.Гиляровского, в Гиляевке. "Портрет В.А.Гиляровского" ныне находится в квартире писателя в Москве, а два других портрета - в собрании музея-усадьбы А.М.Герасимова.
В.А.Гиляровский в эти годы часто посещал ученические выставки в Училище живописи, ваяния и зодчества. По работам он легко мог определить не только талант художника, но и откуда тот или иной художник. Он приобретал картины совсем молодого Герасимова, поддерживал его морально и материально и это благоприятно сказывалось на творчестве художника.

В саду. Портрет Нины Гиляровской, 1912

Портрет искусствоведа В.М.Лобанова. 1913
В конце 30-х годов А.М.Герасимов увлекается портретом: "Портретный жанр является основным видом моего творчества, выражающим мою сущность как художника", - писал Герасимов. Художника привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. "Я любил и люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне неудержимо хочется запечатлеть его в красочном образе", - вспоминал А.М.Герасимов. Потребность в увековечивании сильного, прекрасного человека, увиденного в его широких связях со временем, эпохой, средой вылилась в создание поистине грандиозной серии портретов. Среди них особенно выделялся "Портрет балерины О.В.Лепешинской " (1939). Балерина изображена в репетиционном зале, на фоне огромного зеркала, стоя на пуантах. Этот прием позволяет показать фигуру танцовщицы в двух ракурсах. В зеркале отражается столик с гримировальными принадлежностями и часть балетного станка, виден и мольберт, за которым работал художник.
Замечательны портреты А.К.Тарасовой (ГРМ), актера МХАТа И.М.Москвина (1940) (Львовская картинная галерея), "Портрет артистки Тамары Ханум" (1939). Позже он пишет "Групповой портрет старейших артисток Государственного академического Малого театра СССР А.А.Яблочкиной, В.Н.Рыжовой, Е.Д.Турчаниновой " (1956), "Портрет Рины Зеленой" (1954) и др.

Портрет артистки А.К.Тарасовой. 1939 ~ Портрет дочери. 1951

А.М. Герасимов. Портрет К.Е. Ворошилова. 1927
Портрет Клима Петровича Ворошилова, внука К.Е.Ворошилова. 1949
Герасимов Александр Михайлович

Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом. Среди его работ постепенно начинают преобладать изображения людей высокопоставленных. Особую известность Герасимов получил как автор многочисленных изображений В. И. Ленина, И. В. Сталина и крупных партийных бонз. Свою кисть он сознательно отдал на службу торжествующей коммунистической власти в обмен на личное преуспевание.

Незаурядный талант, жизнерадостная, «сочная» манера письма – все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице обретало парадный лоск (Портрет К. Е. Ворошилова. 1927. Музей современной истории России). Его наиболее признанными полотнами стали «В. И. Ленин на трибуне» (1930. ГИМ; повторение 1947 в ГТГ) и «Выступление В. И. Ленина на Пленуме Моссовета 20 ноября 1922 года» (1930. ГИМ).

Успех и признание не заставили себя ждать. В начале 1936 года в Москве открылась персональная выставка Герасимова, на которой были показаны 133 произведения, начиная с самых ранних. Центральное место, конечно, занимали портреты партийных вождей, главное место на экспозиции было отдано «Выступлению И. В. Сталина на XVI съезде партии» (1933. Архив художественных произведений).

В отличие от многих других, Герасимову разрешалось выезжать за рубеж. В 30-е годы он побывал в Берлине, Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Стамбуле и Париже. За границей художник писал много этюдов («Айя-София». 1934. ГРМ) и постоянно посещал художественные выставки. Но «правильному» борцу за соцреализм не понравилось безыдейное, как он считал, искусство Европы. Французские художники, по уверению Герасимова, с интересом слушали его рассказы о «художественной деятельности в СССР». «Им казалась сказкой прекрасная жизнь и условия работы художников в Советском Союзе, где все виды искусства окружены заботой со стороны партии и правительства» (Сокольников М. А. М. Герасимов. Жизнь и творчество. – М., 1954. С.134.).

Во второй половине тридцатых и в сороковых годах появляются такие официально помпезные произведения Герасимова, как «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938. ГТГ), «И. В. Сталин делает отчетный доклад на ХVIII съезде ВКП(б) о работе ЦК ВКП(б)» (1939. ГТГ), «Гимн Октябрю» (1942. ГРМ), «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова» (1948. ГТГ, Сталинская премия 1949 г.). Подобные «эпохальные» картины обычно создавались бригадным методом, то есть подмастерьями, – сам маэстро прописывал лишь ответственные детали. Его огромные по размерам холсты, полные плакатного пафоса, становились эталонами официального стиля советского искусства.

Его картины создавали образ «мудрого вождя» и играли важную роль в пропагандистских кампаниях. Художник безудержно льстил Сталину и в своих помпезных изображениях генсека, и в высказываниях о нем. Быть может, лишь чтобы поднять свой авторитет, он уверял, что Сталин в разговорах с ним «высказывал ценнейшие, для нас – художников, замечания, касающиеся самой темы нашего ремесла». Однако сам Сталин не считал себя знатоком живописи, скорее он был к ней равнодушен, если дело не касалось его собственных портретов (Громов Е. Сталин: власть и искусство. – М., 1998. С. 288, 305.).

Художник не покладая рук также писал портреты высокопоставленных лиц коммунистической партии и правительства (Портрет В.М.Молотова. [В.М. Молотов выступает на заседании в Большом театре 6 ноября 1947 года.]. 1948. ГТГ), военачальников и героев социалистического труда. Иногда Герасимов писал и представителей творческой интеллигенции: «Балерина О. В. Лепешинская» (1939), «Групповой портрет старейших художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова» (1944, Сталинская премия 1946 года). Портретировал он также свою семью – «Семейный портрет» (1934. Музей Республики Беларусь).

Для себя Герасимов занимался грубоватой и упрощенной эротикой, сохранились многочисленные этюды к незаконченным картинам «Деревенская баня» (1938, Дом-музей А.М. Герасимова, Мичуринск) и «Половецкие пляски» (1955, собственность семьи художника, Москва). На тему «Деревенской бани» Герасимов писал множество этюдов «для себя» на протяжении многих лет (Деревенская баня. Этюд. 1950. Собрание семьи художника). «Отводил душу» он и в работе над иллюстрациями к «Тарасу Бульбе» (1947-1952), в которых, возможно, искал потерянные пути к национальному романтизму начала века.

К концу 1930-х годов, в период массовых репрессий и становления тоталитарной сталинской системы, Герасимов добивается полного официального успеха и благополучия. Теперь он не только придворный, высоко оплачиваемый живописец, любимец Сталина, но и наделенный властью руководитель художественной жизни страны. Ему было доверено возглавлять и, главное, контролировать творчество других художников. Его назначили председателем правления Московского отделения Союза художников (1938-1940 гг.) и председателем оргкомитета Союза советских художников (1939-1954 гг.). Когда в 1947 году была создана Академия художеств СССР, то первым ее президентом по настоянию Ворошилова был назначен Герасимов – в этом кресле он продержался до 1957 года.

На всех постах Герасимов выказывал себя энергичным помощником партии в подавлении творческой интеллигенции. Он неукоснительно боролся с любыми отклонениями от соцреализма под ложным лозунгом «верности великим традициям русского реализма». Он твердо и последовательно боролся с «формализмом», против «преклонения перед выродившимся искусством буржуазии».

Как преданный сподручный Ворошилова, он активно способствовал закрытию в 1946 году Музея нового западного искусства, в здании которого разместился Музей подарков И. В. Сталину. В 1948 году в ходе дискуссии о формализме он неустанно выступал «за высокое идейное искусство», то есть за искусство выхолощенное и идеологическое. Герасимов риторически спрашивал и без обиняков отвечал: «Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [...] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше».

С особой яростью и с удовольствием он топтал импрессионистов. Верные люди Герасимова выискивали непокорных художников и доносили о них строгому блюстителю соцреалистического порядка. Разбирательство всегда было коротким и безапелляционным. Если художник писал мазками, то следовало обвинение в «импрессионизме». С этого момента любые произведения такого опального живописца уже никуда не принимались и он обрекался на голодное существование.

В то же время Александр Герасимов прекрасно понимал, что такое настоящее искусство и подлинное творчество. Когда его мысли были далеки от ответственных постов и высоких трибун, он создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах сказалась, волей-неволей, живописная система его учителя Константина Коровина. Многие из них несут отчетливые следы импрессионистического письма: «Песня скворца» (1938. ГТГ), «Яблони в цвету» (1946. Собрание семьи художника). На мой взгляд, лучшее его произведение – «После дождя. Мокрая терраса» (1935. ГТГ). В нем художник явил подлинное живописное мастерство.

В быту Александр Михайлович был известен как мягкий и доброжелательный человек. В разговорах с близкими людьми он позволял себе весьма неортодоксальные высказывания. Молодым художникам он советовал: «Самое важное – это ухватить жизнь за хвост. Ее неповторимость. Не гонитесь за особо официальными полотнами. Деньги получите, а художника в себе потеряете».

К старости маститый художник словно уменьшился в росте и выглядел карликом, морщинистая желтая кожа свисала на лице складками, черные монголоидные глаза под дряблыми веками казались грустными. Ничего злодейского в его облике не было. О себе он говорил: «Я ведь чистейший русский! Но татары в моем роду, видимо, побывали основательно. Мне бы на коне сидеть, под седлом вяленую бастурму отбивать, пить, если захотел, конскую жилу подрезать, крови напиться. Впрочем, я и так крови всяких формалистов, и имажинистов, бубновалетчиков насосался вот так... больше не хочу, тошнит...».

Со смертью Сталина влияние Герасимова стало сходить на нет, а после XX съезда КПСС и разоблачения культа личности прежний властитель художников был отстранен от дел. В 1957 году он лишился поста президента Академии, картины с прежними вождями убрали в музейные запасники.

Опала Герасимова была воспринята интеллигенцией как один из симптомов хрущевской «оттепели». Однако сам художник, высоко ценивший свой талант, считал себя незаслуженно отторгнутым. Когда одна из его знакомых, художественный критик, встретила на улице бывшего главу соцреализма и спросила, как у него дела, тот ответил поразительной фразой: «В забвении, как Рембрандт». Однако он преувеличивал меру и своей отверженности, и своего таланта. Соцреалисты будут востребованы вплоть до падения партократии в 1991 году.

Феномен Герасимова и многих ему подобных художников советского периода неоднозначен. Герасимов – живописец, наделенный от Бога большим талантом. Любой мастер в своем творчестве, хочет он этого или нет, зависит от власти, от социокультуры, от сложившегося сообщества, от денег. До какой степени он может позволить себе пойти на компромисс, которого не избежать? Герасимов явно перешел невидимую демаркационную линию. Он стал служить не своему Таланту, а Вождям.

После дождя. Мокрая терраса, 1935
На экспозиции в Третьяковской галерее выставлены две герасимовские картины: «Мокрая терраса» и «И.В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». Пример творческой альтернативы для будущих историков искусства. Но, быть может, потомки, когда покроются патиной времени преступления и несправедливости сталинской эпохи, увидят в них лишь большой живописный дар вне связи с политической конъюнктурой прошлого. И в еще ненаписанной истории русского искусства останется и «Мокрая терраса», и «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов». Как выдающиеся памятники своей эпохи. Ведь никому сейчас не придет в голову упрекать за царские портреты Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, И. Е. Репина, В. А. Серова.

Умер Александр Михайлович Герасимов в Москве 23 июля 1963 года; в том же году вышли и мемуары «воинствующего соцреалиста» («Жизнь художника»).

В марте 1977 года в Мичуринске был открыт мемориальный дом-музей художника. Это обширное двухэтажное кирпичное здание. Имеются сад, дворовые постройки, каретный сарай и амбар. Судя по всему, родители художника были зажиточными купцами, умевшими торговать с выгодой для себя. Сын пошел по их стопам.

Советские художники в нашем понимании — это обязательно художники революционные или имперские живописцы. Наследников течений, сформировавшихся до Октябрьского переворота, в эту категорию вряд ли включим, равно как и нонконформистов, авангардистов и прочих, существовавших не благодаря СССР, но вопреки ему.

Дейнека обладал изумительной способностью проникновения в душу человека, умел показать его во взаимоотношении с миром — а в мире всегда разлито настроение, тревожное или радостное, кричаще трагическое или бездумно летнее.

Сейчас мы не рады льющимся с неба водопадам дождя, а более полувека назад люди умели радоваться всему — если и не все обитатели СССР, то уж художник Пименов точно. Что ему еще в 1937 было делать?


сочинения по картинам известных художников на сайт

Дезн заключается в принятии всем существом происходящего вокруг тебя в данный момент. Иррациональный аспект любования природой — без осознания себя в ней — это дзен ребенка. Очень странно видеть, как «Первый снег» Пластова задают детям в школе. Или не странно, а верно?


сочинения по картинам известных художников на сайт

Безыскусное изображение березовой рощи весной, когда уже снег стаял, но небо все еще холодное, ветреное, отсвет зимы на нем, а воздух холодный тоже, звенит от птичьего посвиста, под ногами хлюпает размокшей прошлогодней травой. Бакшеев написал это, задача сложная, а сам пейзаж — простой и понятный.


сочинения по картинам известных художников на сайт

Известная картина советской художницы Татьяны Яблонской изображает радостное утро и в нем — дочь художницы. Полотно пронизано солнечным светом.


сочинения по картинам известных художников на сайт

Известная картина Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце» изображает не собственно солнце, а эффекты освещения. На картине противопоставлены крепкие дома и сани с лошадьми, двигающиеся по заснеженной дороге к нам — зрителям.


сочинения по картинам известных художников на сайт


Российский и советский живописец-символист, график, теоретик искусства, писатель и педагог.
Родился в городе Хвалынск Саратовской губернии в семье сапожника.
Получил художественное образование в петербургском Центральном училище технического рисования и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1911 г. стал членом объединения «Мир искусства».
В 1924 г. стал участником объединения «Четыре искусства».
В советское время Петров-Водкин много работал как график и театральный художник.
Картина "Купание красного коня" (1912) принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Петров-Водкин до последнего момента опасался, что картину не выставят для публичного обозрения, так как уже тогда догадывался, какие возможны трактовки, связывающие образ красного коня и судьбы России. И действительно, произведение это
воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Но если современники только чувствовали пророческий характер "Купания красного коня", то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее "буревестником революции в живописи".Былинная мощь огненного коня, нежная хрупкость и своеобразная изысканность бледного юноши, резкие разводы волн в небольшом заливе, плавная дуга розового берега - вот из чего складывается эта необычайно многогранная и по-особому обостренная картина.Судьба картины полна самых разнообразных приключений. Картина на долгое время
осталась в Швеции. Директор шведского музея предлагал вдове художника продать картину. Мария Федоровна отказалась, и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). От вдовы художника картина попала в коллекцию известной собирательницы К. К. Басевич, которая в 1961 году преподнесла ее в дар
Третьяковской галерее.
В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип "сферической перспективы", который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение "земли как планеты". По-своему "планетарны", монументально-значительны даже его натюрморты.
Искренний "попутчик" революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны.Но картина 1919 год. Тревога (1934), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского "большого террора" с его ночными арестами.
К. С. Петров-Водкин не был художником, который бы вполне устраивал советскую власть. Символист с парижской школой, иконописец в прошлом, который свой интерес к иконе и к религиозному искусству не скрывал и в эпоху воинствующего материализма, никак не подходил под формат советских святцев. И может быть, разделил бы Кузьма Сергеевич участь многих талантливых людей, сгнивших в ГУЛАГе, не скончайся он в ночь с 14 на 15 февраля 1939 года.

Автопортрет.1918.

Богоматерь Умиление злых сердец.1914-1915.
Санкт-Петербург.Государственный Русский музей.

1919г.Тревога.1934.
Санкт-Петербург.Государственный Русский музей.


Смерть комиссара.1928.
Санкт-Петербург.Государственный Русский музей.

Розовый натюрморт.1918.


Утренний натюрморт.1918.
Санкт-Петербург.Государственный Русский музей.

Купание красного коня.1912.
Москва.Государственная Третьяковская галерея.

1918 год в Петрограде.1920.
Москва.Государственная Третьяковская галерея.

Портрет Анны Ахматовой. 1922.
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.