Восточные инструменты названия. Обучение танцу живота, индивидуальные занятия, постановка танца, выступления, участие в фестивалях, шоу-программа. Восточные музыкальные инструменты

В арабских странах используется достаточно большое количество разнообразных музыкальных инструментов, каждый из которых отличается своими индивидуальными особенностями и уникальным звучанием.

Несмотря на то, что у нас люди все чаще записываются на курсы через сайт школы игры на гитаре , некоторые предпочитают именно это направление музыки, так как считают некоторые инструменты более интересными или красивыми.

Всего существует несколько основных инструментов, использующихся в арабских странах:

Табла

Данный барабан очень сильно схож со среднеазиатским думбеком или дарбукой, и изготавливается из керамики с различной перламутровой инкрустацией или же индивидуальной росписью. Размеры могут быть самыми разнообразными, но в среднем высота таких инструментов достигает 35 см, в то время как диаметр составляет около 25 см. На дорогих моделях таких барабанов натягивается рыбья кожа, в то время как более бюджетные модели используют кожу козы. Данный инструмент является одним из незаменимых в процессе исполнения танца живота.

Сагаты

Сагаты используются танцовщицами танца живота в процессе выступления для того, чтобы самостоятельно себе аккомпанировать. Сами по себе такие инструменты представляют собой небольшие металлические тарелочки, которые надеваются на пальцы. Изготавливаются они в преимущественном большинстве случаев из латуни, а их размер непосредственно зависит от того, кто именно занимается исполнением - музыкант или же сама танцовщица.

Систр

Специализированный ударный инструмент,

Который по своему характеру напоминает кастаньеты и представляет собой своеобразную храмовую погремушку, использующуюся еще во времена Древнего Египта. Данный инструмент представляет собой металлическую пластину, на узкую часть которой закрепляется ручка. Через основание продевались небольшие металлические прутики, на концы которых надевались колокольчики или тарелочки, после чего исполнялась определенная мелодия.

Канун

Этот музыкальный инструмент довольно сильно напоминает цимбалы. Имеет 24 строенные струны. Корпус изготавливают из ореха. Перед игрой его укладывают горизонтально, после чего играют, предварительно надев на пальцы специализированные деревянные или металлические наконечники - рише.

Подробности Опубликовано 12.07.2013 17:22

Вы конечно можете спросить, зачем нам изучать арабские музыкальные инструменты, если мы - не музыканты, а танцовщицы, но лучше и не спрашивайте:) Потому как музыка имеет к нам самое прямое отношение - танцуем мы ведь под музыку, и именно ее мы должны прочувствовать и выразить своим танцем. Теоретические знания об инструментах, которые используются в восточных мелодиях, помогут нам еще глубже воспринимать то, что мы слышим, и более граммотно и интересно это обыгрывать движениями.

В Египте также есть рамочные барабаны РИК (тамбурин) и ДЭФ.

РИК – маленький рамочный барабан, внешне напоминающий бубен. Его можно услышать в классической, эстрадной и танцевальной восточной музыке. Еще используется в качестве Как правило, рик 17 см в диаметре, а глубина обода - 5 см. Внешняя сторона обода инкрустирована перламутром, так же как и в классической египетской табле. В ободе установлены пять пар медных тарелочек, создающих дополнительный звон. Поэтому часто рики довольно тяжелые на вес.

ДЭФ – рамочный барабан большого диаметра без металлических тарелочек по ободу, используется для басового ритмического аккомпанемента.

Еще существуют большой барабан ДОХОЛ – ударный музыкальный инструмент, состоящий из полого цилиндрического тела, диаметром около 1 м. и высотой 25-30 см. Оба конца цилиндра покрыты сильно натянутой кожей. На дохоле извлекают звук либо , либо двумя палочками, одна из которых похожа на трость, а другая – на тонкий прут.

Иногда можно увидеть, как танцовщица танца живота во время выступления сама себе аккомпанирует маленькими металлическими тарелочками, одетыми на пальцы - это САГАТЫ. Это две пары тарелочек, как правило из латуни, надевающихся на средний и большой пальцы каждой руки, для танцовщиц - маленького размера, для музыкантов - побольше.
Сагаты - это очень древний музыкальный инструмент который имеет аналоги во многих странах (Россия - ложки, Испания - кастаньеты). В арабских танцах они очень часто являлись частью музыкального сопровождения танцовщицы со времен гавези. Сейчас в восточных танцах сагаты используют в фольклорном и классическом исполнении (ракс шарки, беледи).

СИСТР - музыкальный инструмент из категории ударных (род кастаньет); древнеегипетская храмовая погремушка. Состоит из металлической пластины в форме продолговатой подковы или скобы, к более узкой части которой прикреплена ручка. Сквозь небольшие отверстия, сделанные по бокам этой подковы, продевались металлические прутья разной величины, концы которых загибались крючком. Надетые на крючки металлических стержней тарелочки или колокольчики звякали или бряцали при встряхивании.

Ну а теперь после таких громких и ударных инструментов перейдем к более мелодичным:)

КАНУН - этот похожий на арфу струнный музыкальный инструмент. Его кладут горизонтально и играют с помощью надетых на пальцы металлических наконечников. Играть на нем довольно сложно. А когда слышат в композиции канун, а он как правило звучит в определенной части сам по себе, сольно, используют в своей импровизации различные комбинации трясок.

УДД – это безладовая щипковая лютня с коротким грифом, по форме напоминающая половинку груши. Сверхпопулярный в египетской и турецкой музыке на протяжении многих сотен лет, уд также распространен в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Сахаре.


МИЗМАР - духовой музыкальный инструмент. У него два язычка и две трубы одинаковой длины. Мизмар принадлежит миру народной музыки, и чаще всего его можно услышать в восточном фольклоре, особенно в саиди.

НЭЙ - это открытая с обеих сторон флейта. Она бывает разных размеров и традиционно изготовляется из тростника или бамбука. Однако в настоящее время вместо традиционных материалов используются пластик или даже металл. Строение и использование этого инструмента обманывает своей незатейливостью: наиболее часто нэй имеет одну дырочку для пальца на дне и шесть сверху, и музыкант просто дует в трубочку. Благодаря особенной технике музыкант может играть в пределах больших, чем три октавы. Основной тон нэя зависит от длины трубочки.

РАБАБА - струнный смычковый инструмент арабского происхождения, с почти круглым корпусом и круглым небольшим отверстием для резонанса на деке. Как правило имеет одну или две струны. Часто используется в музыке стран Персидского залива.

"РАБАБА"

Углубляясь в мир музыкальных инструментов стран Персидского залива, нельзя также не рассказать о ТАР – важнейший инструмент классической музыкальной традиции Ирана. Тар струнный инструмент, на котором играют с помощью металлического плектра, мезраба, вставленного в шарик воска. В прошлом иранский тар имел пять струн, однако в настоящее время делают шесть струн. Чаще всего резонатор (дека) тара вырезается из выдержанной древесины тутового дерева (шелковицы). Чем старше и суше становится древесина, тем лучше будет звук инструмента. Лады обычно изготавливаются из определённого вида кишок барана, а гриф и головка тара – из орехового дерева. Форма резонатора инструмента подобна двум сложенным вместе сердцам, с обратной стороны он похож на сидящего человека. Подставка под струны, называемая «ослёнок», изготавливается из рога горной козы. По обеим сторонам передней части грифа используется кость верблюда.

"ТАР"

ДУТАР (в переводе с персидского «две струны») – иранский струнный щипковый инструмент, который, как следует из его названия, имеет две струны. При игре на этом инструменте обычно используют не плектр, а ноготь. Дутар имеет корпус грушевидной формы и довольно длинный гриф (около 60 см). Грушевидная часть дутара изготавливается из древесины чёрной шелковицы, а его гриф – из абрикосового дерева или из дерева грецкого ореха.

"ДУТАР"

Похожий на предыдущий инструмент, СЕТАР (с перс. «три струны») – иранский струнный щипковый инструмент, при игре на котором обычно используется не плектр, а ноготь. В прошлом сетар имел три струны, теперь – четыре (третья и четвёртая струны располагаются близко друг к другу, при игре их задевают одновременно, в результате чего их обычно «объединяют», называя басовой струной).

"СЕТАР"

Назвав довольно таки немалое количество арабских музыкальных инструментов, хочется сказать, что это еще далеко не все:) Восток большой, и практически в каждой его стране, в каждой области есть свои характерные национальные инструменты. Но с основными, с которыми мы частенько встречаемся, танцуя любимые восточные танцы, мы пожалуй Вас ознакомили. Также помимо истинно восточных инструментов, в песнях для танца живота мы нередко можем услышать и более привычные для нас звуки аккордеона, синтезатора, скрипки, трубы, саксофона, гитары и даже органа.

Каждый музыкальный инструмент имеет свой характер, свою индивидуальность и свое очарование. Желаем Вам приятного прослушивания и знакомства с ними, и дальнейшего плодотворного творческого содружества в танце живота:)

ВОСТОЧНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

«АРАБЫ ГОВОРЯТ, ЧТО КОГДА ЖЕНЩИНА ТАНЦУЕТ ТАНЕЦ ЖИВОТА, УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РУКОВОДЯТ ЕЕ БЕДРАМИ, ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — СЕРДЦЕМ, А СТРУННЫЕ — ГОЛОВОЙ»

Познакомтесь с музыкальными традиционными инструментами, использующимися на Ближнем востоке и если,будет возможность, послушайте их.

ДУМБЕК

(также известный как табла или дарбука) . В танце самое большое значение имеет музыкальный ритм и думбек помогает поддерживать его. Изначально думбеки были керамическими и обтягивались рыбьей или козьей шкурой, но сегодня большинство из них металлические с пластмассовой поверхностью.

ЦИМБАЛЫ

(«сагаты» на арабском или «циллы» на турецком).Обычно цимбалы используют сами танцовщицы, надевая их на пальцы, но иногда на них играют и музыканты в группе. Они используют тарелки покрупнее, которые подходят к мужским рукам и были бы слишком громозкими для танца, но звук у них действительно красивый.


БУБЕН

— этот ударный инструмент используется для поддержания основного ритма и как аксессуар. По латунным тарелкам вдоль окружности бубна, как и по его окружности ударяют пальцами.


УДД

— струнный инструмент в форме яйца, с большим «брюхом», предшественник современной гитары, напоминает лютню, на которой играли в средневековой Европе.



4, 5 тыс. лет назад в раскопках ашурской культуры нашли инструмент, который совпадает с видом современной лютни.Мало того нашли ноты, под названием «нинева».Раскрыли эти ноты немцы и впервые а историии были озвучены оркестром Германии. По всей видимости арабы взяли с собой лютню или удд, когда открыли Испанию. Не случайно в Библии написано, что псалмы Давида сыграны на лютне (удде). Удд (арабская лютня) — инструмент, который является главным инструментом арабского мира. В раскопках Иемена удд имеет 4 струны, а в раскопках Сирии — 5 струн и на протяжении многих веков оставался 5 струнным. В 20 веке арабский композитор, сириец по происхождению, Фарид аль Атраш(земляк Камаля Баллана) добавил 6 басовую струну «до». Фарид аль Атраш известен, как король удда, вертуозно извлекающий философию музыки, порох страсти, глубину лирики из молчаливых струн арабской лютни. После Фарида было много экспериментирующих музыкантов, но Фарид остался планетой с посмертной славай на все времена.Фарид аль Атраш — копмозитор известного произведения «Арабское танго».

Уроки игры на арабской лютне(удд)

от виртуоза своего дела,уникального арабского композитора и исполнителя

Камаля Баллана.

8 925 543 80 20

КАНУН

— этот похожий на арфу струнный инструмент кладут горизонтально и играют с помощью надетых на пальцы металлических наконечников.Играть на нем довольно сложно. Чтобы в полной мере воспользоваться всей гаммой звуков кануна, танцовщица под медленную музыку может выполнять серию трясок.

АККОРДЕОН

Первые европейские аккордионы, изготовленные по примеру одгого из древнейших китайских музыкальных инструментов, появились в Австралии около 1830 году. Ерез несколько лет этот инструмент начал использоваться в египетской музыке, причем был немного изменен, чтобы на нем можно было играть четвертые ноты арабской музыкальной шкалы, Сегодня аккордион является обязательным инструментом в группе, исполняющей восточную музыку, и исполняемые на нем таксимы, обладают удивительной гипнотической силой. В одном из типов импровизированной песни под названием «нарастающий беледи» аккордион вступает медленно и постепенно переходит к серии акцентов, все ускоряя темп, и в конце, когда к нему присоединяются барабаны, доходит до максимума быстрого.


РЕБАБ

Ребаб - струнный смычковый инструмент арабского происхождения. Термин «ребаб» в переводе с арабского означает соединение коротких звуков в один длинный.

Имеет деревянный плоский или выпуклый, трапециевидный или сердцевидный корпус с небольшими выемками по бокам. Обечайки делаются из дерева или кокосовго ореха, деки кожаные (из кишок буйвола или пузыря других животных). Шейка длинная, круглая, остроконечная; вверху имеет 1-2 длинных поперечных колка, внизу проходит через корпус и выступает в виде металлической гранёной ножки. Струны (1-2) первоначально из конского волоса, позднее - металлические (медные или латунные).

Звуки извлекаются при помощи лукообразного смычка. Использовался также как щипковый инструмент. Народные певцы (шаиры ) аккомпанировали себе на ребабе при исполнении народных песен и элегических поэм.

Описание инструмента содержится в «Большом трактате о музыке» Аль-Фараби (1-я половина X века).

ЛИРА

Лира - струнный щипковый музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн.

Возникнув в доисторические времена на Ближнем Востоке, лира была одним из главных инструментов у евреев, а позднее у греков и римлян. Инструмент служил для сопровождения пению, и в этом случае на ней играли большим плектром.

С закатом греко-римской цивилизации область распространения лиры переместилась в Северную Европу. Северная лира, как правило, отличалась по конструкции от античной: стойки, перекладина и резонаторный корпус часто вырезались из одного куска дерева.

После 1000 н. э. получили распространение не щипковые, а смычковые лиры, особенно у валлийцев и финнов. В наше время только финны, а также их сибирские родственники ханты и манси используют лиру.

В Древней Греции декламация сопровождалась игрой на лире. На лире классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, подобно игре на гитаре или цитре,а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки приглушали струны, ненужные для данного аккорда.

Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном «домашним» инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих.

На лире играли и женщины, поскольку она была не такой тяжелой, как кифара и не требовала большой физической силы. Причем, в отличие от духового инструмента авлоса, или авла, игра на лире не считалась занятием, непристойным для порядочной женщины, коль скоро с лирой изображались и некоторые Музы.

МИЗМАР

Mizmar (мизмар) - арабский духовой инструмент, род зурны.
У него два язычка и две трубы одинаковой длины. Мизмар принадлежит миру народной музыки, и чаще всего его можно услышать в восточном фольклоре, особенно в саиди.
Двойной язычок и специальный мундштук для опирания губами придают инструменту характерные исполнительские особенности и определяют общий характер звучания, более резкий, чем у гобоя. Отсутствие непосредственного контакта с тростью делает звучание инструмента менее гибким.

Многие могут спросить, зачем изучение музыкальных инструментов танцовщицам? Да еще и каких инструментов – арабских! На самом деле, ответ имеется, и он достаточно прост. Танцевать без музыки вряд ли у кого-то получиться, но, чтобы получился танец под музыку, необходимо уметь ее чувствовать и понимать. Ведь именно прочувствуя ее, как и арабские музыкальные инструменты, можно в процессе танца выразить все свои эмоции.

Восточная музыка является своеобразной и действительно волнующей. Если будут имеется познания о том с помощью каких инструментов она производится, можно будет понять, как можно ее обыграть в процессе танца.

Виды арабских музыкальных инструментов

В Египте и других странах Востока, наиболее распространенным инструментом считается Табла. Это барабан, который во многом напоминает думбек.

Табла, которая применяется именно в Египте, зачастую сделана из керамики и покрыта ручной росписью. Что касается размеров инструмента, то они могут быть разными. Длина табла может колебаться в размерах от 30 до 40 см, а в диаметре быть от 20 до 35 см. Также применяется разная кожа, если барабан дорогой, то используется кожа рыбы, если же барабан дешевый, то применяется кожа козы.

Необходимо поставить акцент на том, что только натуральная табла выполняется из керамики. Что касается подделок, таких как дарбука, то она нередко выполняется из металла и для лучшего звучания имеет пластиковую мембрану.

Игра на инструменте происходит при помощи двух разновидностей ударов. Первый удар – это дум, он самый тяжелый и наносится в центре инструмента. Второй удар – это тек, он более мягкий и наносится у обода.

Все песни, при которых исполняется танец живота, воспроизводятся при помощи таблы, так как она имеет возможность задавать ритм. Нужно отметить, что некоторые опытные танцовщицы нередко исполняют соло под названием «табло-соло», которое выполняется только лишь под барабан. Кроме того, что в таком исполнении, арабские музыкальные инструменты задают ритм, они еще могут и правильно наполнять мелодию акцентами в зависимости от движений танцовщицы.

Популярны в Египте и рамочные барабаны, ДЭФ и РИК.

  1. ДЭФ – это рамочный барабан, который применяется для звучания басов при создании какой-либо мелодии.
  2. РИК – это небольшой барабан, который чем-то схож на бубен. Кстати, в восточной музыке он используется довольно-таки часто, как в классическом звучании, так и в современных стилях. Также его нередко используют как некий аксессуар для танца живота. Представляет он собой зачастую барабан, имеющий 17 см в диаметре и глубину обода в 5 см. В этом ободе располагаются тарелочки, 5 штук, которые создают интересное дополнительное звучание. Из-за этих тарелочек инструмент может быть достаточно тяжелым.

ДОХОЛ – еще один инструмент, который часто используется в Египте. Это барабан, как и все вышеописанные предшественники. Представляет он собой полое тело метр в диаметре и 30 см в высоту. Цилиндр с двух сторон покрыт кожей, которая натянута практически до предела. Играют на инструменте двумя способами. Или при помощи рук, или при помощи двух палочек. Одна такая палочка похода на трость, другая похожа на прут.

САГАТЫ – это небольшие маленькие тарелочки, которые издают звуки после того, как их одевают на пальцы. Применяется инструмент зачастую, когда танцовщика показывает свой сольный танец и самостоятельно себе аккомпанирует, дабы удивить публику. Используется лишь две пары сагаты, которые изготавливаются из латуни. Надевают их на средний и большой палец. Для танцовщиц сагаты имеют минимальный размер, для музыкантов они создаются немного большими.

В целом, сагаты – это, наверное, один из инструментов, который создан довольно-таки давно и имеет целую историю. Вообще, хочется отметить, что практически в каждой стране имеются аналоги инструмента.

Но все же, сагаты появились намного раньше, ими танцовщицы аккомпанировали себе еще во времена правления гавази. Что касается современного мира, то используется инструмент только в классических воспроизведениях.

Не смотря на то, что уже названо поистине большое количество музыкальных инструментов, Восток настолько разнообразен, что упомянуть все, практически невозможно. Ведь кроме таких необычных инструментов, которые принадлежат только этой части мира, в музыкальных инструментах нередко применяются и привычные для нас инструменты:

  • гитару,
  • саксофон и даже скрипку.

Если еще более детально углубляться в существование и историю арабской музыки, нужно отметить, что восточный духовой инструмент также имеется, но применяется довольно редко.

ТАР – это струнный инструмент, который пользуется почетом. Имеет он 6 струн и изготавливается из дерева, при этом, чем более качественно высушено дерево, тем лучше получается звучание.

Видео: музыка табла

К. К. Розеншильд

Создатели великих древнейших культур – народы Китая, Индии, Египта и других восточных стран – были творцами чудесной музыки, красочной, самобытной, богатой, которая на тысячелетия старше европейской.

Классические китайские танцы в инструментальном сопровождении.

Множество прекрасных музыкальных произведений было сложено еще в глубокой древности китайским народом. В знаменитой книге "Шицзин" собраны трудовые, бытовые, обрядовые, лирические песни II–I тысячелетий до н. э. Народная песня в древнем Китае была такой могущественной социальной силой, что цари и императоры учредили особые "музыкальные палаты" для изучения песен: ведь по ним можно было догадываться о настроениях народа. Многие песни, направленные против произвола богачей и гнета чиновников, веками были под запретом. Песня о народном герое Не Чжене, убившем жестокого царя, была так ненавистна властителям Китая, что даже инструментальное исполнение ее мелодии грозило опасностью для исполнителя. Музыка китайских песен по складу одноголосна. В ней преобладает пятиступенный бесполутонный строй. Но нередки мелодии и иного, более разнообразного и сложного строя. Народные песни сложены обычно для высоких голосов, светлы по звучанию. Мелодия их, четкая, узорчатая, изящная по рисунку, движется строго ритмично. Особенно мелодичны напевы лирических песен, они полны большого, сдержанного чувства.
Китайскому народу принадлежит первенство в создании рифмованного стиха и песни, в разработке теоретических основ музыкального искусства (IX–IV вв. до н. э.).
Первый в истории человечества музыкальный театр родился в Китае в феодальную эпоху из народных танцев и праздничных игр. Наряду с операми на религиозные темы и сюжеты из придворной жизни было немало таких, которые по духу и по музыке близки народному искусству. Недаром в старом Китае существовал обычай: невинно осужденные на смерть люди по пути к месту казни пели героические песни из любимых народных "опер".

Хуцинь – китайский струнный смычковый инструмент, род скрипки.

В наши существуют крупнейшие театры Пекинской, Шанхайской и Шаосинской "оперы". В их оригинальных постановках важнейшую роль играет оркестровая музыка. Ею объединено все: напевная речь актеров, их движения и мимика, группировка действующих лиц на сцене, их танцы и виртуозная акробатика. Герои изливают свои чувства по ходу сюжета в мелодичных ариях. Интересно, что сходные переживания, чувства, положения, характеры в различных пьесах выражаются обычно вариантами одних и тех же мелодий. Главные инструменты в оркестре – ударные (гонги, барабаны, чудесные наборы колокольчиков); они придают музыке неповторимый национальный колорит и яркую эмоциональность.

Пипа – китайский щипковый музыкальный инструмент типа лютни.

Китайские музыкальные инструменты древни и самобытны. Четырехструнной лютне "пипа", вероятно, дали название в подражание ее негромким, легко рассыпающимся звукам.
Излюбленный поэтами и философами настольный "цисяньцинь" (или "цинь") издает очень нежные звуки: у него обычно семь шелковых струн. По преданию, великий философ Конфуций (551–479 гг. до н. э.) виртуозно играл на этом инструменте. Есть у китайцев и своя оригинальная народная скрипка – двухструнный "хуцинь" (на юге Китая – "эрху"), на которой играют не так, как наши скрипачи, а продевая волос смычка между струнами. Китайский народ любит и свои духовые инструменты – бамбуковую флейту "сяо" с шестью отверстиями, многоствольную флейту "пайсяо" и знаменитый "шэн", существующий уже тысячелетия. Это инструмент в виде чаши с семнадцатью трубками и бронзовыми язычками, которые колеблются при вдувании воздуха в мундштук. Такое устройство позволяет исполнять на "шэне" музыку многоголосного и аккордового склада. Неяркие нежные краски звучания китайских инструментов выразительно воссоздают и лирические переживания, и изящные музыкальные пейзажи.


Цисяньцинь – щипковый музыкальный инструмент, разновидность цитры.

В XX веке стали известными китайские композиторы Си Син-хай, Лю Цзы, Не Эр. "Марш добровольцев" Не Эра сегодня является государственным гимном Китая.
Классическая музыка Кореи, ее инструментальные жанры, хоровое и сольное пение сложились в далеком прошлом. Под музыку декламировались и поэтические произведения – короткие трехстишия "сичжо". Песни корейского народа близки китайским по пятиступенному строю. Их своеобразные черты – обилие гортанных звуков, дрожащее звучание голоса певцов (вибрато), быстрые и плавные скольжения звуков (глиссандо). Изумительно красивы корейские рыбацкие песни. В их мелодиях слышится движение и плеск волн. Среди своих музыкальных инструментов корейцы особенно любят струнный щипковый "каягым", флейты и разнообразные ударные, сопровождающие замечательные корейские танцы.


Каягым – корейский многострунный щипковый музыкальный инструмент.

Становление японской национальной музыки относится к VI–VII вв. Большую роль в ее формировании сыграло проникновение с материка вместе с буддизмом культовой музыки. Начиная с ХVI в. в Японии появляется европейская музыка, но особенно сильным влияние западного искусства на японскую музыкальную жизнь становится во второй половине XIX века. К традиционным японским музыкальным инструментам относятся струнные инструменты сямисэн и кото. При исполнении музыки на японской флейте фуэ отверстия в инструменте закрывают не подушечками пальцев, а фалангами.

Японские музыкальные инструменты: трехструнный щипковый "ся мисен" и флейта.

Творец богатейшей музыкальной культуры в Юго-Восточной Азии – народ Индонезии. Очень мелодична индонезийская вокальная музыка. Ее разукрашенные богатым узором широкие напевы пяти- и семиступенного строя оставляют яркое впечатление. Знаменитые народные "гамеланные" оркестры состоят главным образом из ударных: металлофонов, ксилофонов, гонгов, барабанов, трещоток и других, которые сообщают музыке особенно красочное звучание, напряженную эмоциональность, многообразие ритмического рисунка. В представлениях народного театра гамеланы сопровождают сольное и хоровое пение и массовые танцы, которые отличаются необыкновенной красотой.
В музыке Индии отразилась история народа, его быт, характер, нравы, природа. В музыкальном фольклоре звучат песни крестьян, ремесленников, рыбаков. Многовековое господство религии оказало влияние на все стороны жизни Индии и породило разнообразные формы религиозной музыки (священные гимны, обрядовые песни и др.).


Гамелан – традиционный индонезийский оркестр и вид инструментального музицирования.

Не раз пришлось индийскому народу отстаивать родную землю от вторжений захватчиков, бороться против иноземного гнета. Так у разных индийских народностей возникли героические песни и сказы. Странствующие по всей Индии сказители распевали отрывки из легенд "Махабхараты", "Рамаяны".
Еще в глубокой древности в Индии сложилось множество мелодий различных типов – каждая с определенным ладом, ритмом, интонацией, рисунком. Они получили название "рага" (пробужденное чувство). Каждый рага вызывает у слушателей то или иное настроение или представление о явлениях окружающего. Индийцы различают в их звуках образы птиц, цветов, звезд. Исполнение рага приурочено к определенным временам года, дням, часам. Есть рага, которые поются только во время дождей, есть рага для пения на рассвете, в полдень, вечером.
Пленительно красивы индийские лирические песни с их разнообразными ритмами и роскошными мелодическими украшениями.
Музыка тесно связана с классическими танцами всех местных стилей, где воплощаются легенды о героях, раскрываются их настроении и чувства. Танцор "говорящими" движениями истолковывает напев, а музыка дорисовывает образ танца.

Этот вид рага – индийской классической мелодии – исполняется только в полночь. В руках у женщины – национальный струнный инструмент "вина". Две тыквы на концах корпуса вины служат для усиления ее звучания.

Индия, подобно Китаю, – одна из колыбелей народного музыкального театра. Его описания встречаются еще в эпосе "Махабхарата". Существовала и древняя мистерия "джатра" с песнями и сопровождением инструментального ансамбля, народный кукольный театр с музыкальным оформлением.
Огромное влияние на музыкальное искусство страны оказала древняя и новая литература. Великий поэт Тагор писал музыкальные драмы и песни.


Мридангам – индийский музыкальный инструмент (барабан).

Индия создала свои музыкальные инструменты. Особенно оригинальны барабаны "мридангам" в форме веретена, барабанчики "табла", в которые бьют ладонями. Индийская манера игры на ударных инструментах настолько виртуозно-тонка и выразительна, что ими нередко сопровождается сольное пение. Красиво звучит струнный смычковый "саранги", окраской звука напоминающий человеческий голос. Но особенно почитают в Индии щипковую семиструнную "вину" с нежным, певучим "серебристым" звучанием.
С падением колониализма ожило множество народных и классических песен, которые индийский народ хранил в течение веков. Разнообразнее и богаче стала музыкальная жизнь страны, стало развиваться нотопечатание, открывались школы музыки, танца, драмы. В XX веке получили известность композиторы X. Чаттопадхайя, Р. Шанкар, Ш. Чоудхури, создававшие новые песни, оперы, музыку для кино.
Одна из древних и в прошлом богатых культур Азии – персидская. В средние века она достигла блестящего расцвета. Персидские лирические песни, изукрашенные орнаментальными узорами, славились на весь культурный мир. Персидские народные певцы, сказочники, виртуозы на "кеманче" и "сурне" приобрели известность далеко за пределами своей родины. Гениальные поэты и музыканты Саади, Хафиз и другие пели свои поэтические произведения, аккомпанируя себе на "чанге".
При шахском дворе состояло много музыкантов, но тяжела была их доля. Великий поэт Фирдоуси запечатлел в поэме "Шахнамэ" поистине страшную картину: царь насмерть затаптывает верблюдом девушку, которая нежной музыкой чуть было не помешала ему на охоте поразить дичь стрелою. После монгольского нашествия персидская музыка вступила в полосу многовекового упадка.


Египетская арфа. (Изображение, найденное в гробнице Рамзеса IV.)

В странах Аравийского полуострова и на севере Африки до арабских завоеваний существовали культуры многотысячелетней данности с высокоразвитым музыкальным искусством. Древнейший из всех известных нам нотных памятников человечества принадлежит Вавилону. Это записанная клиновидными знаками музыка хвалебной песни о появлении человека па земле.
Сирия – родина вдохновенных лирических гимнов, широко популярных и древнем мире. Оттуда родом был знаменитый поэт-музыкант Иоанн Дамаский.
Египет славился земледельческими и речными "нильскими" песнями, народными действами с музыкой в честь богов Озириса и Изиды. Большого расцвета достигло там инструментальное искусство. Египетская арфа была дугообразной формы, ее струны из пальмового волокна звучали необыкновенно нежно.

Лютня – старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом.

Арабская музыка родилась на Аравийском полуострове. Кочевники-бедуины создавали песни погонщиков, песни-восхваления и плачи, песни мести. В Аравии появились первые знаменитые арабские певцы и виртуозы, не имевшие себе равных в игре на "лютне" – щипковом инструменте, впоследствии обошедшем весь культурный мир. Поэзия и музыка у арабов шли рука об руку, совершенствуя друг друга.
В средние века музыка арабов впитала разнообразные элементы искусства покоренных ими народов, множество их напевов, ладов, жанров. "Рубаи", лирические "газели", короткие "кита" из рифмующихся двустиший, длинные, пышные "касыды" – все они были положены на музыку. Арабская мелодия основана на особом, незнакомом музыкальному искусству Европы 22-ступенном строе. Ее самобытные черты – гибкий, изменчивый ритм, затейливые фигуры которого отбиваются ударными инструментами, богатство импровизаций, гортанный говор певца. В сочетании с великолепными мелодическими узорами это создает впечатление яркой красочности, пылкости чувств.
Впоследствии турецкое завоевание, а еще позже колониальный гнет (французский, британский и др.) обрекли арабскую музыку на полутысячелетний застой.